Найти тему
Наш край

Семейное воспитание на Туровшине в XIX веке

Оглавление

В 1877 году в «Минских губернских новостях» был опубликован этнографический очерк «Туров и Туровщина». Сведения авторов о быте и хозяйстве поселян содержали немало интересных фактов о семейном воспитании на Туровщине. Первое, на что обратили внимание исследователи, была прочность семейного союза. «Здесь этот союз мужа и жены так крепок, что можно пожелать, чтобы такой союз везде был не только между простым и бедным народом, но между всяким знатным и богатым» [2, с. 101].

Разводы здесь были большой редкостью. Глава семьи — отец пользовался непререкаемым авторитетом у домашних и, не смотря на свою строгость, он никогда не был деспотом. «Он любит свою жену без слов, ласкает детей не глядя, часто готов спросить и послушаться своей половины — жены, но никогда не будет у нее под «понтофлем» т.е. под каблуком» [2, с. 101]. Если в семье есть женатые сыновья, глава семейства управляет так, что и «дед, и сын, и внук, составляют как бы одно целое в семье, одно тело в хате». Причем, такой обычай был более характерен для туровских окрестных сел, нежели для города. Взрослые, даже женатые, сыновья редко отделялись от отца, и только нежелание идти в рекруты заставляло их покидать семью и заводить свое хозяйство. Положение матери в семье было не менее важно — ей подчинялась вся женская половина. «Они (дочери, невестки) матери своей во всем послушны, обо всем спрашивают и ни одна не смеет мешаться в «хатний» порядок». Замужние женщины отличались высокой нравственностью, а «что касается их жизни до брака, то непогрешительно можно всецело приложить к ним слова самого Спасителя: цели яко голуби» [2, с. 102].

Таким образом, личный пример и образцовое и достойное поведение родителей формировали образец поведения детей — будущих родителей. Важным качеством, которое прививалось детям в семье с детства, было воспитание взаимопомощи и поддержки друг друга по хозяйству, в поле, в домашних делах. Причем, воспитывалась необходимость помощи не только родственникам, но и другим (чужим) людям. Особое отношение воспитывалось к праву собственности. «Понятие о праве собственности здесь так крепко и ценится высоко, что слово злодей (вор) унизительнее и презреннее всякого другого ругательства» [2, с. 91].

Летом в поле крестьяне оставляли упряжь, еду, собранный урожай и случаев воровства здесь практически никогда не было. Автор, проживший в Турове восемнадцать лет, приводил примеры того, что он никогда не замыкал гумно с бочками хлеба, амбары с домашней утварью и другие постройки и никогда за эти годы не было ни одного случая воровства. Бывали случаи, «когда бедная вдова наломает хворосту из плетневой ограды, или хозяин стянет чужого сена, проезжая вдоль дороги, но эти примеры единичны и не идут в сравнение с воровством в городах и у более цивилизованных народов» [2, с. 102].

Одним из отличительных обычаев жителей Туровщины исследователи отмечали патриархальное гостеприимство. «Здесь вы никогда не заметите ни малейшего пронырства. Напротив, для чужого человека здесь в каждом семействе готово вас встретить самое душевное и неподдельное гостеприимство» [2, с.91].

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Туровцы радушно встречали приезжих, просившихся на ночлег. Сыновья помогали устроить и накормить лошадь, жена и дочь накрывали на стол, гостю предлагали теплое место поближе к свету и теплу, а «баба (старые люди спали на печи) приглашает на печь и уступает свое место». Утром, накормив, гостя провожали в дорогу, не взяв ни копейки денег. При этом слова отца на прощанье гостю «гора с горою не сойдется, а человек с человеком сходятся, может и нам у вас придется быть» закрепляли в сознании детей необходимость сострадания и взаимопомощи человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Одним из негативных явлений, пагубно влиявшим на отношения в семье, по мнению многих исследователей Полесья, было пьянство. Несмотря на то, что взрослое население употребляло водку, «в Турове дети, хотя были и взрослые, редко чтобы пили водку, особенно водку не пьют никогда девушки». Были на Туровщине места, где водку вообще не употребляли: «жители села Ляховичи — народ трезвый, водки не пьют» [1, с. 23].

Особенно большое влияние на поведение детей в семье на Туровщине оказывало религиозное воспитание. «В Туровщине древнее православие и многое в жизни и обычаях народа дышит стариною: народ необыкновенно набожен; все умеют читать по церковнославянским книгам. Туровцы сохранили замечательную чистоту нравов и патриархальную простоту семейного быта» [1, с. 27].

Соблюдение постов, молитвы, осенение себя крестным знамением, набожность и послушание воспитывались в семье на примерах поведения старших. Дети с раннего возраста приучались к устоям и порядкам в семье. В воскресные и праздничные дни в семьях не завтракали «пока не выйдут из церкви: тогда прямо, придя домой, садятся обедать, и не только те, кто был в церкви, ничего не едят до времени выхода из церкви, но даже и маленьким детям ни за что не позволят до этого времени вкусить чего-либо» [2, с. 89].

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.