С 23 октября «Азбука вкуса» прекратила раздачу бесплатных пакетов на кассах. Теперь покупатель должен решить, платить ли за пакет каждый раз или приобрести многоразовую сумку, которой можно пользоваться годами. Подобные меры со стороны ритейла часто вызывают противоречивый отклик у покупателей: им кажется, что от них хотят получить больше денег. Но на самом деле это серьезный шаг к экологической ответственности: отказавшись от бесплатных пакетов, каждый магазин существенно снижает ущерб окружающей среде.
Почему запрет на бесплатные пакеты очень важен для всех? Приведем только некоторые причины.
- По данным Greenpeace, в России ежегодно используется 26,5 млрд пластиковых пакетов. Это 181 пакет на человека в год! В среднем, пакетом пользуются 12 минут, а затем выбрасывают.
- Сырьем для полиэтиленовых пакетов служат невозобновляемые ресурсы — нефть и газ. Только в США на производство пакетов уходит около 12 миллионов баррелей нефти в год.
- Полиэтиленовые пакеты практически невозможно сдать на переработку, а срок их разложения в окружающей среде эксперты оценивают в 400 лет.
- В Мировом океане образовались мусорные скопления, площадь которых, по ряду оценок, уже достигает площади России. Пакеты играют далеко не последнюю роль в составе отходов, образующих эти «острова».
- Пакеты находят в желудках животных: например, по оценке университета Квинсленда, 52% морских черепах погибают, глотая пакеты или их фрагменты, которые они принимают за медуз.
- Под действием соленой воды и солнца пакеты распадаются на мелкие частицы пластика. Так возникает очень опасный вид загрязнения — микропластик размером с планктон, который легко попадает в организмы морских животных и движется вверх по пищевой цепочке. Микропластик обнаруживают повсеместно в водопроводной и бутилированной воде, в почве и воздухе крупных городов и даже в арктических льдах.
- Налоги или запреты на бесплатную раздачу пакетов существуют уже в 23 странах мира, а в 32 странах действует полный запрет на их использование.
- Как показывает опыт европейских стран — Австрии, Ирландии, Испании, Швеции, Швейцарии — потребление пакетов резко падает, как только за них вводят плату. Рекордсмен здесь Люксембург: с тех пор, как там перестали бесплатно выдавать пакеты, объемы их использования упали на 85%.
Мы в «ОптиКом» активно поддерживаем экологизацию ритейла, предлагая биоразлагаемую упаковку из формованного бумажного волокна, сахарного тростника и пшеничной соломы. Радует, что «Азбука Вкуса» планирует в ближайшие годы снизить объемы неперерабатываемой пластиковой упаковки, заменив ее на более экологичную, а также перезапустить систему раздельного сбора отходов у супермаркетов. Будем надеяться, что тренд на экологизацию торговых сетей скоро станет повсеместным!