Вовлеченность детей в процесс обучения, интерес в их глазах и активность на уроке – мечта любого педагога. Наблюдая за успешной работой педагога, может показаться, что все выходит легко и естественно, однако, такое мнение далеко от истины. Заинтересовать ребенка и удерживать его внимание на предмете – задача достаточно сложная. Существуют специальные стратегии для достижения такой цели.
Опыт, накопленный в русле педагогики и социальных наук, свидетельствует о том, что любознательность школьника можно повысить, вовлекая его в групповую работу, где он будет взаимодействовать с одноклассниками и стремиться к достижению поставленной учителем цели.
Предлагаем вашему вниманию семь стратегий, которые помогут вовлечь ребенка в учебный процесс:
1. Тайны и загадки
Ничто так не пробуждает человеческое любопытство, как тайны и загадки. Попробуйте подобно сказочной Шахерезаде создать у детей интерес к тому, что будет дальше. Для этого существуют квесты, паззлы, загадки.
Дайте ученикам возможность подумать над тем, как бы могла складываться судьба героя, если бы он не совершил описанное в произведении действие, например, «Что было бы, если бы на дуэли Ленский убил Онегина?». Такое задание покажет им как важно делать предположения и гипотезы для начала изучения неизведанного.
2. Соблюдайте паузы
Скорость восприятия и мышления индивидуальны и разные люди воспринимают информацию с разной скоростью. Выдерживайте паузы после того как задали вопрос и после того, как получили на него ответ. Дайте возможность всему классу задуматься над ответом до того, как спрашивать ученика, который первым проявил инициативу ответить.
Ответы хором обеспечивают вовлеченность в них всех членов группы в одно и то же время, исключая возможность отстраненности отдельных участников.
3. Провоцируйте дискуссию
Не стоит задавать множество поверхностных вопросов, требующих либо утвердительного, либо отрицательного ответа. Гораздо полезнее могут оказаться редкие, но глубокие вопросы, провоцирующие детей на размышления и обсуждение его содержания.
4. Споры
Устраивайте дебаты, давая возможность оппонентам аргументировать и доказать свою точку зрения по заданному вопросу. Ничто так не увлекает как доказательство собственной правоты и обоснование собственного мнения.
5. Пробелы в знаниях
Часть информации по теме вы даете детям, а часть остается для них загадкой. Устройте обсуждение темы, спрашивая учеников о том, что им уже известно, а какие аспекты темы были упущены. Дайте им возможность самим оценить уровень своих знаний и перспективы для дальнейшего развития.
6. Продемонстрируйте наглядно важность знаний
Насколько интересно то, что не имеет практического приложения в жизни учеников? Насколько внимательными они будут, если не знают зачем им нужны знания, которые вы пытаетесь им дать? «Зачем мне эта физика?».
Найдите точки соприкосновения вашего предмета с повседневной жизнью детей, объясните на наглядных и понятных примерах пользу, получаемую от знаний. Покажите, как уже сейчас можно применить то, что они стараются выучить.
7. Стимулируйте групповую работу
Работа в группах позволит детям не только продуктивнее работать с материалом, но и развивать свой социальный интеллект, учиться взаимодействию в команде. Выполняя задание вместе, ученики осознают, что конечный результат зависит от каждого члена коллектива.
Так или иначе, каждый педагог время от времени использует эти методы работы, однако они принесут гораздо больше пользы, если станут системой целенаправленного воздействия.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, чтобы статью увидели больше людей. Спасибо!