Найти тему
Поехали с Лёшей!

Застрявшие в Босжире. День 1

Пожалуй, поведаю вам эту эпичную сагу о горе-туристах, прославившихся на весь Казахстан в минувшем апреле :)  Подробно, в красках и без лишних фантазий, ибо и без них получилось весьма феерично — хоть книгу пиши. Начну-с с позволения...

Мы выехали из Самары уже заполдень, пообедав магазинными пельменями у Лёхи в квартире. Быстро перекидали вещи из моего Outlander в его Прадик, немного провозившись с багажником-палаткой. Границу с Казахстаном прошли быстро, покатались по Уральску и решили ехать в сторону Атырау, по пути остановившись на ночлег в каком-нибудь мотеле. Нашёлся он в 20 км от города, было уже сильно заполночь. Тем не менее, нас приняли и разместили.

Утром встали вместе с узбеками, мигрирующими на своих белых, перегруженных «Ларгусах» в Россию. Доехали до Атырау и попытались доехать до кромки воды Касписйского моря. Поняли, что её тут не существует — вся береговая линия плотно заросла тростником или как это там называется...   В этот день по плану мы должны были доехать до Бейнеу, что и предсказуемо случилось. Абсолютно скучная и неинтересная дорога. Наматывание асфальта на шины. Пожирание километров. Накрутка одометра...

Правда, уже ближе к закату увидели у дороги стадо верблюдов. Свет достаточно красиво ложился на их мохнатые горбы для того, чтобы мы остановились и побегали за этими кораблями пустыни.

Когда приехали в Бейнеу было уже темно. Покатались по гостиницам в поисках оптимального по цене и качеству ночлега. Остановились в «Арне». — весьма недурственное место по средней для Казахстана цене. Кстати, в гостинице есть мини-кафе, где подают свежие и очень вкусные манты. Ну да ладно, немного отвлёкся...

Ночь обещала быть звёздной, поэтому тратить её на сон было бы опрометчиво. У меня уже были расставлены точки потенциально хороших мест для ночной съемки, и одна из них была всего в 20 км от Бейнеу. Оставив особо уставших компаньонов в их уютных номерах, втроём рванули на встречу темноте и неизвестности. Ею оказался мемориальный комплекс, древнее кладбище и мечеть Бекет-Ата. С именем этого святого и проповедника связано множество мест в Мангистау. Мы еще не раз услышим его на нашем пути...

В темноте мы не сразу нашли кладбище, вернувшись на это же место с половины обратного пути. Пройдя через небольшой парк мы оказались на открытом пространстве среди старых могильных камней и усыпальниц под мириадами рассыпанных по небу звёзд. Но искусственная подсветка, создаваемая огромным диодным прожектором, никак не вписывалась в мистический пейзаж. Замёрзшие, вернулись в отель и уснули мертвецким сном.

За следующий день нам нужно было проехать оставшиеся 160 км асфальта по направлению к Актау и свернуть в бескрайнюю казахскую степь. Закат мы должны были встретить уже в урочище Бозжира.

Короткая дорога к Бозжире идёт через самую почитаемую казахскую святыню — мавзолей и подземную мечеть Бекет-ата. Мы едва не пропустили место съезда с асфальта, еле успев заметить неприметный указатель.

Сухая песчаная дорога сродни асфальту — в некоторых местах разгонялись до 60-80 км/ч. Через пару километров, посреди степи обнаружилось весьма сюрреалистическое место.

Фантазия заработала!

То и дело дорогу перебегали табуны вольно пасущихся лошадей. От диких их отличало клеймо, выбритое на задней ляжке.

Куда ни глянь — всюду бескрайние просторы степи Устюрта...  И далеко не безопасные.

Этот верблюд нашёл здесь свой покой.

Этот едва вставший на ноги жеребёнок уже успел накормить собой трёх огромных степных орлов, которых мы спугнули своим приближением. Кто был первым дегустатором свежего мяса — остаётся только гадать.

Или читать по глазам тутошних обитателей. Не приведи Господь заблудиться в этих краях и остаться на ночь без огня и оружия — случаи с людьми тут тоже не редки.

Мы ехали по пустынной дороге уже 2 часа, и лишь один автомобиль, обогнавший нас, подсказывал, что мы двигаемся в правильном направлении. Где-то в стороне навстречу прошёл странный караван. Была какая-то гармония форм участников этой процессии. Круглые горбы верблюдов — круглый «головастик»-УАЗ...

Недалеко от Бекет-ата у самой дороги показались могильные камни древнего кладбища. Замшелые памятники, покрытые арабской вязью, дополняли мистический пейзаж Устюрта.

Вскоре появились и люди, живущие в этих местах. Суровые места рождают суровых людей.

Бекет-ата — знаменитый казахский религиозный деятель и просветитель, почитаемый как святой. За годы своей жизни (1750—1813) прослыл неравнодушным к делам народа и людским судьбам. Строил мечети и медресе, придавал большое значение развитию нравственности, достоинства и единства. В 40 лет он построил подземную мечеть в местечке Огланды на Мангышлаке, где и был похоронен.

Мечеть Бекет-ата является одним из известных мест паломничества в Казахстане. Десятки людей каждый день проделывают немалый путь, чтобы побывать в этом месте.

Здесь построены просторные гостевые дома на сотню коек, есть место для приготовления пищи и отдыха.

Сама подземная мечеть с усыпальницей находится в среднем ярусе массивной скалы, на самой границе плато Устюрт. Чтобы добраться до неё, нужно пройти весь путь, который видно на фотографии ниже. В том месте, где тропа подходит к красноватой скале, и находится вход в подземную мечеть. Чуть поодаль можно увидеть квадратную вертолётную площадку, которую соорудили для президента Казахстана. Но святой не допускает таких вольностей, и вертолёту еще ни разу не удалось приземлиться здесь. Причина тому — очень сильные ветра, которые дуют тут круглый год. Каждый должен пешком пройти путь туда и обратно, отдыхая в небольших беседках. Это традиция.

Мы не стали идти к монастырю, потому что очень спешили спуститься с плато в Бозжиру и разбить там лагерь. В тот момент мы еще даже не представляли, где именно находится этот спуск.

Сверху открывались умопомрачительные виды на дно древнего океана Тетис.

Мы проехали еще несколько видовых точек, отмеченных у меня на карте, и полюбовались фанатическими меловыми горами-останцами.

Нам нужно было оказаться где-то там, среди белых скал, но пути вниз так и не было видно.

Спустя час скитаний по многочисленным тропинкам, мы всё же нашли дорогу, ведущую с плато вниз. Она шла через базу дорожных строителей, которые впоследствии сыграют в нашем путешествии самую главную роль. Мы быстро спустились с плато и уже после заката оказались в совершенно неземном мире белого мела и стеклоподобных камней с металлическим звоном. Будто это были осколки большого метеорита, взорвавшегося над землей и рассыпавшегося на миллионы оплавленных частей.

Еще через полчаса упёрлись в глубокую расщелину, которая отрезала нам путь к Белой горе Бозжиры.

Ни на секунду не покидало ощущение какого-то сюрреализма и фантастичности. Мы приняли решение искать объезд, чтобы всё же прибыть в запланированную точку остановки.  Уже совсем стемнело, когда мы вышли на финальный отрезок пути.

Фары в темноте выхватывали лишь ближайшие 10 метров узкой колеи, отлитой словно из бетона. На ней виднелись свежие следы протектора — кто-то совсем недавно проехал по этой дороге туда или обратно.

Навигатор MAPS.ME показывал абсолютную пустоту в радиусе 40 километров вокруг. Дорога, по которой мы ехали, была обозначена пунктиром. Изредка от него в строну уходил другой пунктир, потом еще и еще... Мы ехали так до тех пор, пока не достигли точки посреди НИГДЕ. Навигатор сообщил бодрым голосом: «Вы прибыли в пункт назначения».  Мы вышли из машины и увидели АБСОЛЮТНУЮ ТЕМНОТУ. Небо затянуло тучами и в обозримом пространстве не было ни одного источника света, кроме наших фонарей. Вдруг луч одного из них выхватил в черноте призрачный силуэт рогатой горы, знакомый мне по фотографиям: мы на месте.  Но место это было жутким и пугающим в тот момент: абсолютно гладкие, белые склоны, лишённые всяческой жизни...

Мы уже начали ставить палатку, как вдруг поднялся ветер такой силы, что сразу же сорвал её и едва не унёс. По земле покатились спальники, рюкзаки, пакеты — мы едва успевали ловить их...

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

---
Автор фото и текста:
Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.