Найти тему
CozyMoscow.me

Сплетни 19 века: К истории одного портрета

После долгого перерыва на Cozy Moscow вновь искусствовед Маргарита Чижмак и её рубрика  «Сплетни 19 века».

Известно, что среди современников Серов был знаменит своим прихотливым нравом и заслужил немало недоуменных реплик в свой адрес. Он терпеть не мог богатых и сильных мира сего, о чем им не медлил сообщать. Но вот слава блистательного портретиста заставляла русскую знать, несмотря на сложность общения с художником, еще и еще обращаться к нему с заказами увековечить в искусстве свои самовлюбленные натуры.
Например,  княгине Ольге Константиновне Орловой он настоятельно рекомендовал не снимать шляпы, будто бы шляпа и составляет всю красоту портрета. Жена начальника Военно-походной канцелярии, генерал-майора князя В. Н. Орлова, по свидетельствам современников была гордой, несколько ограниченной женщиной, не отличавшейся ни интеллектом, ни особой красотой, ни высокими духовными качествами. Однако, в Петербурге она слыла самой модной и элегантной дамой.

-2

Заказчица не высказала недовольства, но, судя по тому, что через год после смерти В.А. Серова она передала портрет в Русский музей Александра III, он ей не очень нравился.
А князь Феликс Юсупов сколько от него понатерпелся, когда мастер заявил ему, что без мопса он портрет писать не будет, якобы лучшей модели не сыскать, чем собака?!

-3

Так вот, среди всех искренне презираемых художником лиц, глядящих на нас с многочисленных полотен Серова — отыскиваются порой единицы, к которым можно распознать некую симпатию мастера, по крайней мере без карикатурной злобности и подтекста.

-4

Полина Ивановна Щербатова (как раз эмблема серовской выставки) была женой князя Щербатова (с которым водились Дягилев и художники из объединения «Мир искусства») и восхищала многих своей красотой. В.И. Суриков даже говорил ее мужу: «Уж очень она у вас русская, и красота русская — вот бы написать ее». И Василий Иванович взялся за исполнение небольшого портрета, с тем чтобы в дальнейшем вписать ее лицо в полотно «Боярыня Морозова», сделав из Полины персонажа из толпы, смотрящую на сани с главной героиней.

Из записей Щербатова: «Не подобает мужу описывать красоты и прелесть своей жены, но как художнику да будет мне довозволено все же сказать, что она была видением большой красоты и поэзии: с матовым, жемчужно-белым цветом лица, снежно-розовым румянцем, с тончайшими чертами лица, с белокурыми волосами, отливающими червонным золотом, с редко красивыми поющими линиями ее высокой стройной фигуры, поражавшей своими античными пропорциями».

Именно такой запечатлел Полину Щербатову Серов. И кто знал, что это работа окажется одной из последних в творчестве мастера, ушедшего из жизни в том же, 1911 году? Рано утром 5 декабря (22 ноября) 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым… упал и умер от приступа стенокардии. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. Можно приплести сюда, конечно, мистику, и сказать, что не просто так умер Серов. Ведь Полина, после Октябрьской революции покинет навсегда страну и станет известной Парижской гадалкой, про которую будет не униматься в своих восторгах французская пресса. Но если трезво посмотреть на обстоятельства, то русским эмигрантам нужно же было как-то зарабатывать деньги… И смерть Серова ну ни как на ее совести тоже не могла оказаться, у Валентина Александровича к тому моменту уже не раз возникали серьезные проблемы со здоровьем! Но легенда красивая могла быть.»

Маргарита Чижмак, cпециально для CozyMoscow.me