____________________________________________________________________
Основы христианского вероучения
Цикл статей - 19/60
Вопрос: В Библии написано, что Иисус Христос искупил и оправдал человека. Что означают эти понятия, и как они связаны со спасением? Можно ли сказать, что искупление и оправдание это одно и то же?
Ответ: Можно сказать, что искупление и оправдание описывают одно и то же – а именно спасение, которое предлагается человеку Богом. Но, наверное, неправильно было бы уравнивать эти понятия. Это совершенно разные образы, которые по-разному описывают спасение человека. Это ключевые понятия, которые описывают процесс спасения, хотя и не единственные, есть и множество других: это и усыновление, и исцеление, и примирение и др.
Вопрос: Все эти понятия тоже встречаются в Библии?
Ответ: Да! И все они пытаются представить нам некую целостность Божьего плана спасения. Когда я преподаю сотериологию своим студентам, то очень часто сравниваю эту целостность библейской картины спасения с деткой настольной игрой «пазл». Пазл – это составная картинка, которую дети должны собрать из маленьких кусочков. Пока эти кусочки лежат в беспорядке, мы не можем видеть всю картину. Но если их выстроить правильно, то мы увидим целостную картинку. Точно также и с многочисленными образами спасения, представленными в Священном Писании: искупление, оправдание, примирение, усыновление, освящение и др. Рассматривая их вместе, мы можем выстроить некую целостную картину Божьего пути спасения.
Вопрос: Я так понимаю, что все эти понятия взяты из реальной жизни. Например, искупление связано с практикой выкупа, оправдание - с судебной практикой, так?
Ответ: Да. Искупление связано с некоей сделкой. В древности практика выкупа была хорошо знакома – выкупались участки земли, собственность, люди, оказавшиеся в плену. Эта практика подразумевает три стороны. Прежде всего (если говорить о людях) – это человек, оказавшийся в заложниках; человек, удерживающий заложника и, наконец, третий участник этого процесса – искупитель, тот, кто вносит выкуп, кто искупает человека, оказавшегося в рабстве, в плену и так далее. Слово искупление, которое мы часто используем в сотериологическом смысле спасения, как раз-таки уходит корнями в такую практику.
Вопрос: А образ рабства или плена используется в Библии по отношению к грешнику?
Ответ: Да, в Священном Писании греховное состояние человека представлено именно как рабское состояние. Вот что говорит Христос в Евангелии от Иоанна 8:34 – «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». Таких текстов немало. Наше греховное состояние – это действительно состояние рабства. Мы заложники, рабы греха. Мы пленники того, кто инициировал зло и грех во Вселенной – дьявола и сатаны. Мы находимся в его рабстве. И сами разорвать эти оковы рабства мы не в состоянии, мы нуждаемся в Искупителе, в том, кто готов нас выкупить из этого рабства.
*******
Полная версия радиопрограммы
-------
Если вам понравилась статья и вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды". А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с вашими друзьями в соц.сетях. Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube вы найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!