Найти в Дзене
Смоленская газета

Будни и праздники усадьбы Хмелита

Оглавление
Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

1 июня в музее-заповеднике «Хмелита» пройдёт очередной Всероссийский Грибоедовский праздник. В программе – театрализованные представления, сцены из «Горя от ума», реконструкции XIX века, игры, забавы, лекции, музыкальные сюрпризы…

Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

Личная история

По словам генерального директора музея-заповедника «Хмелита» Надежды КУЛАКОВОЙ, в этом году праздник пройдёт в немного обновлённом формате. Раньше всё действие было сосредоточено у парадной лестницы усадебного дома – теперь площадок будет несколько. А к традиционным театральным историям добавились ещё и музейные: лекции и реконструкции. Кроме того, программой предусмотрены мероприятия для юных участников: всё-таки 1 июня, День защиты детей, – дата, как говорится, обязывает.

Надежда Кулакова уже год возглавляет «Хмелиту», сменив на этом посту отца – Виктора Евгеньевича Кулакова, который в 1967 году стал одним из инициаторов восстановления усадьбы. Именно благодаря ему и архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому на территории Смоленщины появился единственный в мире музей Александра Сергеевича Грибоедова.

– Первый год – боевое крещение, – признаётся Надежда Викторовна. – Поэтому говорить о каких-то глобальных итогах пока рано. Сейчас наша главная задача – сохранить всё это наследие: и усадьбу, и территорию, и заповедные места. Пока мы ещё на стадии, когда необходимо всё структурировать в плане научной работы. Чтобы чётко понимать, куда двигаться дальше, к какому светлому будущему. Чтобы развиваться грамотно. Тем более что «Хмелита» – это такая большая история, сюда вложено столько сил. И не только Виктором Евгеньевичем, но и областью, и Москвой... А для меня эта история личная…

Наша встреча с Надеждой Кулаковой проходила в формате свободного общения. И то, что директор рассказывала во время прогулки по дворцу и усадьбе, не было похоже на обычную экскурсию, но тем и интереснее…

Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

Дядюшка Фамусов

Хмелита – летняя усадьба дяди Александра Сергеевича Грибоедова. И будущий автор «Горя от ума» много раз гостил здесь мальчишкой с матушкой, сестрой и гувернёром Иоганном Петрозилиусом. Кучер Прокоп, проживший 112 лет, называл юного Александра чудаком, который над всеми подтрунивал, а своих кузин Лизу и Софью так просто изводил.

Кстати, когда вышла комедия Грибоедова, современники, близкие семейству, стали проводить параллели между реальными людьми и литературными персонажами. И, например, находили много общего у дядюшки Алексея Фёдоровича и Фамусова. Хотя сам автор не раз утверждал, что все герои произведения – лица вымышленные.

Интересно, что «Скалозуб» – будущий генерал-фельдмаршал Иван Паскевич стал мужем кузины Лизы. И хотя многие вначале считали эту партию не блестящей, она позволила девушке стать княжной Варшавской и графиней Ливанской и прожить долгую счастливую жизнь.

Ещё один интересный факт – при жизни автора «Горе от ума» так и не было издано. Однако пьесу переписывали от руки, и к моменту выхода в 1833 году печатного варианта таких «самиздатовских» рукописей насчитывалось уже 40 тысяч экземпляров. К тому же многие их обладатели восприняли в штыки многочисленные цензурные купюры первого издания, поэтому вносили рукописные коррективы уже и в напечатанные книги. Между прочим, цензура не пропустила тогда даже такую вполне безобидную фразу «Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали», потому что порядочные дамы не могли в то время показаться на людях простоволосыми.

Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

Рука Растрелли

Усадьба Хмелита, расположенная в центре одноимённого села, была родовым имением Грибоедовых ещё с конца XVII века. С 1747 года ею владел дед драматурга – Фёдор Алексеевич. Именно при нём неизвестным архитектором был построен главный каменный дом-дворец.

– Стиль елизаветинского барокко очень редок для провинциальной усадебной культуры, – поясняет Надежда Кулакова. – Некоторые узнают в нём руку Растрелли, хотя сам великий архитектор, востребованный при дворе, вряд ли действительно принимал участие в строительстве этого дома.

При последних владельцах, Гейденах и Волковых-Муромцевых, дворец перестраивался под модный стиль ампир. Однако то, что гости видят сейчас, – это воссозданный предположительно первоначальный барочный облик.

– К моменту начала реставрации в 1967 году здесь были практически руины, – продолжает Надежда Викторовна. – Всё открывалось послойно. Сначала нашли фундамент наружной лестницы. Тем более что Барановский был необыкновенным человеком, у него было просто чутьё на старину. Рассказывают, что когда он сюда приехал, то, подняв из груды камней один, тут же определил: это XVIII век, барочное здание.

Научно-реставрационные работы длились очень долго. Первый этаж дворца открылся для посещений только в 1995 году, второй – к концу первого десятилетия нынешнего века.

Постоянная экспозиция посвящена жизни и творчеству Александра Сергеевича Грибоедова. И хотя мемориальных вещей, принадлежавших ему, в ней практически нет – только рабочий стол, – большинство экспонатов составляют подлинные предметы его времени. Среди них довольно много весьма любопытных. Например, кресло с подлокотниками в виде лебедей и звериными ножками. Или пресс-папье в виде амура, который отдыхает на полянке из роз и ждёт свою очередную жертву. Или будуарный столик с ножками-деревьями, над которым висит старое зеркало – говорят, если помахать своему отражению в нём, это приносит удачу.

Но, пожалуй, главная гордость музейных сотрудников – печи, восстановленные по подлинным изразцам. И одна из них просто уникальная – круглая…

Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

Тёмные аллеи

Под стать дому-дворцу и окрестный парк. Густо засаженные аллеи, проложенные с математической точностью дорожки, каскад прудов… Так было при Грибоедовых и более поздних владельцах усадьбы, в таком же виде стараются сохранить парк и сейчас.

Основные деревья здесь – липы. Многим из них по 250–270 лет. Некоторые выглядят довольно экзотично. Дело в том, что долгое время деревья стригли, придавая им формы различных фигур, а потом, когда после революции парк стоял заброшенным, липы выросли с такими странно изогнутыми ветвями.

– Также наш парк славится дубами, которые гости очень любят гладить и обнимать, – рассказывает Надежда Кулакова. – Для дерева это не очень хорошо, поскольку вытаптывается корневая система. У нас там даже специальный знак стоит, но гости на него просто не обращают внимания – верят, что, прикоснувшись к старому дубу, станут мудрее и сильнее.

Этим деревьям больше четырёхсот лет, и они видели практически всё, что происходило в усадьбе. В том числе и Мюрата, который в 1812 году останавливался в Хмелите на ночь. Между прочим, есть версия, что он не отдал барский дом на разграбление своим солдатам, так как после войны хотел устроить здесь дачу для себя…

Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

По тропе

Юный Александр Грибоедов ежедневно прогуливался из Хмелиты в соседнюю усадьбу Григорьевское, где жил его дальний родственник и друг Владимир Лыкошин. Сейчас по тому же маршруту планируют водить туристов: Григорьевское, где сохранился парк, – тоже часть музея-заповедника «Хмелита».

Кстати, одним из последних потомков тех самых Лыкошиных был Кирилл Юрьевич Лавров – актёр театра и кино, народный артист СССР, который долге годы играл Молчалина в знаменитой постановке БДТ.

Ещё в планах музея на нынешнее лето – запустить гастрономический проект «Ужины с Грибоедовым» и обновить программы для детей и взрослых, чтобы больше вовлекать гостей в жизнь «Хмелиты». Тем более что сам Александр Сергеевич, похоже, эти планы одобряет, подавая знаки в тишине усадебного дома-дворца скрипом двери или половицы…

Фото: Елена Белых
Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Читайте другие новости о Смоленской области на Smolgazeta.ru:

На высокой ноте: В Смоленске готовятся к очередному фестивалю имени М.И. Глинки

Дороги, которые выбрал Борис Васильев

Смоленский юный саксофонист стал лауреатом международного конкурса