Страницы газет пестрят историями о подростковой жестокости: пермские ученики напали с ножом на одноклассников; вологодский школьник избил мать, врачи диагностировали у женщины черепно-мозговую травму; в Стерлитамаке подростка, напавшего с ножом на учителя, отправили на принудительное лечение. Такие инциденты влекут за собой судебные разбирательства, усиленную работу школьных психологов, консультирование детей и родителей. Но можно ли избежать трагедий?
Педагоги и психологи полагают, что развитый эмоциональный интеллект — способность понимать как свои эмоции, так и окружающих, эмоционально адаптироваться к изменяющейся среде — способен помочь социальному благополучию. Так, люди с недостаточным самоконтролем, пребывающие во власти порывов, легко отступают от принципов морали. Но эмпатичные способны вести себя просоциально, улавливать и понимать эмоции других людей.
Заинтересованность в развитии эмоционального интеллекта (ЭИ) детей наблюдается как со стороны государств, так и со стороны родителей. Программы, нацеленные на его развитие у школьников, уже действуют в Италии и Швейцарии, активно работают в этом направлении США, Великобритания, Израиль и другие страны. Появляются специализированные центры дополнительного образования, все больше частных образовательных учреждений внедряют программы по развитию ЭИ в основную сетку расписаний как отдельный предмет или дополнение к традиционным школьным дисциплинам, например, литературе.
По мнению Давиде Антоньяцца, профессора Университета прикладных наук Швейцарии и сторонника школьных реформ, эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда — это самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет.
Обучение социальным и эмоциональным навыкам, создание поддерживающей учебной среды в краткосрочной перспективе дает большую социальную и эмоциональную компетентность, приверженность школе. В долгосрочной — больший успех в учебе, на работе и в жизни.
О системе социально-эмоционального обучения
Исследования, проведенные в начальных школах Локарно (Швейцария), показали, что такие социально-эмоциональные навыки, как распознавание собственных эмоций и учет их влияния на поведение, помогают ученикам добиться успеха даже в математике. Волнение, «математическая тревога» негативно влияют на когнитивные стратегии и рабочую память. Ученики боятся совершить ошибку, воспринимают задачу как более сложную. Спокойствие ведет к медленному прогрессу. А за учительским поощрением следует эмоциональная активация класса.
В основе системы социально-эмоционального обучения (СЭО) лежит признание того факта, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном), так и в эмоциональном ключе. Для процесса познания важны оба направления. И оба следует активно использовать в образовании.
Пока в школах акцент делается лишь на рациональном, но, по данным международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект», среди эффектов от программ по развитию ЭИ можно назвать улучшение атмосферы в классе, спад заболеваемости, улучшение отношений между родителями и детьми, социально-эмоциональных навыков, отношения к себе, к другим, к школе, хорошее поведение в классе, 11-процентное повышение успеваемости по результатам стандартизированных тестов. Кроме того, риск эмоционального истощения и выгорания снижается.
Но как оценить ЭИ? Объективность такого рода измерений — главная проблема. Сегодня тест IE-ACCME позволяет измерить метаэмоциональный интеллект подростков (феномен, объединяющий когнитивные способности к переработке информации, полученной от эмоций, и самооценку этих способностей). Методика создана на основе модели Мэйера и Сэловея (1997 год) и может быть использована в качестве как отчета о самооценке, так и показателя уровня эмоционального интеллекта.
Тест показывает высокую степень надежности, но необходимо учитывать возрастные и гендерные различия в баллах при измерении ЭИ. При этом уже само проведение такой работы положит начало плодотворному обсуждению с подростками того, как они воспринимают, используют, понимают и контролируют эмоции.
Выделяют 4 основных компетентности социально-эмоционального обучения:
- Понимание себя и других, которое подразумевает умение точно оценивать собственные чувства, управлять ими, способность сопереживать другим людям.
- Положительные установки и ценности, способствующие социальному единству и не нарушающие права других людей.
- Ответственное принятие решений, что включает в себя умение ставить социально полезные и реалистичные цели, участие в их достижении.
- Навыки социального взаимодействия: мирное решение конфликтов, гибкость, умение сотрудничать, выражать точку зрения в понятной и приемлемой форме.
Роль школы
Если вы попросите подростков одним словом описать свои чувства от посещения школы, самым распространенным рискует стать «скучно». Опросы аналитической компании Gallup показали, что менее трети старшеклассников чувствуют себя вовлеченными в учебный процесс. Давление при поступлении в вуз, стандартизированное тестирование, жесткие рамки учебных программ, большие классы, непомерная нагрузка на учителей — все это способно создать впечатление, что школьники и преподаватели вовлечены в игру, в которую никто не хочет играть.
Интерес — главная эмоция при работе с подростками. Нужно не давить, а увлечь. Когда у нас общие ценности и интересы, процесс обучения идет эффективнее. Сегодня искреннюю заинтересованность дети проявляют на школьной периферии: на факультативах, в театральных кружках, дискуссионных клубах и других внешкольных программах.
Люди тысячелетиями используют нарратив, прямые инструкции и моделирование (от религии до басен Эзопа), для того чтобы показать детям ценность эмоциональной саморегуляции, планирования и предусмотрительности, а также сотрудничества и сочувствия. В контексте урока при формировании социально-эмоциональных компетенций хорошо зарекомендовали себя следующие методы:
1. Метод вопросов, направленных на осознание собственных эмоций, понимание их причин и последствий. Здесь же обсуждаются мысли, намерения и чувства другого человека.
Например, при разборе «Муму» можно спросить: «Что вы почувствовали, когда узнали об этой ситуации? Как вы думаете, что чувствует герой? Давайте послушаем, что сделал герой…»
2. Метод аффективной индукции, заключающийся в описании героя, попавшего в трудную ситуацию. Он побуждает детей проявлять сочувствие.
Можно использовать этот метод, например, знакомя класс с историей костромского крестьянина Ивана Сусанина.
3. Метод моделирования, когда герои получают положительную оценку за просоциальное поведение. Через идентификацию с ними дети усваивают образцы поведения.
Школьники также могут формировать просоциальное поведение через благодарность и уважительное отношение. Например, написав письма родителям, бабушкам и дедушкам со словами признательности за уроки игры в шашки, за поездку на море, за добрые слова или вкусные завтраки. Эмпирические исследования показывают, что более активную социальную позицию занимают именно благодарные дети.
4. Метод социальных проблемных ситуаций предполагает, что с детьми сначала обсуждаются эмоциональные переживания героя, потом находится способ решения проблемы.
5. Визуальные методы формируют способность распознавать эмоциональные состояния других людей. При этом можно обсуждать репродукции, кадры кинофильмов не только в стенах школы, но и на выставках. Например, «Тройка» Перова — прекрасный повод посетить Третьяковскую галерею и проявить сочувствие к тяжелой судьбе изображенных на картине детей.
6. Ролевые игры, позволяющие детям «прожить» переживания другого человека, отработать навыки эмоциональной поддержки.
Можно предложить ученикам представить себя на месте своих мам и пап, попросить объяснить, что у них есть все основания гордиться своим ребенком.
Учителям нужна возможность не просто знакомить детей с учебником, но и вовлекать школьников в настоящую полевую работу, проектную деятельность. Наконец, учителям нужны родители, которые спрашивают: «Что интересует моего ребенка?» – а не только, сколько баллов он получил за тест.
При этом обучать эмоциональному интеллекту должны педагоги, которые сами владеют развитым ЭИ. А ведь учителей десятилетиями ориентировали прежде всего на показатели успеваемости. Практика показывает, что для образования педагогов наиболее эффективны форматы сессий, онлайн-обучения, выездов для обмена международным опытом. Говоря о важности эмоционального интеллекта для учителей, нельзя не отметить, что преподаватели с развитым ЭИ лучше справляются со стрессами и менее подвержены профессиональному выгоранию.
Роль семьи
Американские ученые, около 50 лет назад начав изучать российскую психологию, отмечали особо уважительное отношение к ребенку. Дети имеют право на целостность психического здоровья и соответствующую среду, которая может это обеспечить. Это вопрос социальной справедливости.
Любые родители желают счастья и успеха своим детям. Даже не зная об эмоциональном интеллекте, движимые одной любовью, они способны сделать очень многое для всестороннего развития ребенка. Долгое время социально-эмоциональные компоненты были встроены в содержание таких областей, как литература и история. Обучение нормам поведения не имело под собой научного обоснования. На сегодняшний день социологами и педагогами разработаны комплексные программы для родителей, основанные на СЭО. Это и совместное ведение дневника, где подводится эмоциональный итог дня, и просветительские лекции, и творческие лаборатории, семейные театр и танцы.
В идеале в процессе создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды должны участвовать все три стороны: дети, родители и образовательные учреждения. Вовлечение родителей в этом случае — залог эффективности.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.