Князь Багратион показал мне депешу от генерала Корнилова, назначенного командующим группы армий Юго-Запада, который в теплых выражениях хвалит его дивизию за то, что она сделала во время наступления на Калуж и просит кавказские войска согласиться прервать религиозные празднества Байрама, дабы прибыть в ll-ю Армию для защиты позиций, что внезапное и скандальное предательство двух революционных полков, тотчас повторенное иными свободными гражданами, небывалым образом поставили под угрозу.
Таким образом завтра мы отправимся в эту армию и мы обрадованы тем, что вскоре сойдемся с противником. Все-таки дивизия дала многое. Когда русская пехота, численно превосходившая противника, захватила 26 июня Бабин, 27 - Блудники и Подворки, обеспечив тем самым пехоте переправу через Ламницу, она оказалась оставленной на другом берегу реки новыми линиями колючей проволоки. Но после обороны и перехода Калужы, она приблизилась к Мосике и Копамке, где вновь столкнулась - и на этот раз окончательно - с подготовленной позицией.
Один солдат из комитета армейского корпуса высказал желание задать мне вопросы. Я охотно уступил его желанию. Правительство и Генштаб, узаконившие эти комитеты, считают их пригодными для продолжения войны; но в том я нисколько не уверен.
Солдат спросил меня почему Франция хочет продолжать войну. Я ему ответил, что вынужденная, как и Россия, это делать, она не в состоянии сейчас ее закончить.
- Страна истощена, - ответил он. - Кровь льется уже три года. Нам достаточно.
Я ответил, что враг еще в России, что немецкий мир вынудит русских республиканцев потерять все выгоды, что они рассчитывают получить от нового режима, что будущее России будет поставлено под угрозу слишком слабодушным поведением в течение этих месяцев, могущих стать решающими.
- Но если наши солдаты не желают больше воевать?
- И что ж! - ответил я, - разве это теперь зависит от них, будут они продолжать воевать или нет?
- В Демократической республике нельзя вести войну против воли солдат!
- Да, особенно если среди них столько много плохих граждан. Следует в этом случае использовать против строптивцев несколько групп броневиков.
Мой собеседник тогда рассердился и стал источать свой словарь революционного пропагандиста против Франции, которая является «буржуазной республикой», тогда как, напротив, Россия является или станет настоящей «пролетарской республикой» и т. д. и т. д.
Составы с полками покидают Станислав этим вечером. Улицы закупорены машинами, так как этот отъезд, обретя тотчас форму отступления вызвал волнение у транспортных солдат, мало воевавших, всегда находившихся вдали от боев, «напуганных» и торопящихся удрать. Повсюду, в потемках, бранные слова, крики, исходящие из остановившихся в четыре ряда машин, растянувшихся на несколько километров.
Слухи проясняются. В Тарнополе пехота разграбила и сожгла город, совершая бесчисленные зверства. Столкнется ли Станислав с подобными бесстыдными деяниями? Я вижу солдат с поезда, грабящих лавки под предлогом, что не следует что-то оставлять немцам. Они сваливают оставляемые ими узлы в грязь. Мне самому пришлось в течение утомительной ночи прилагать усилия, дабы помочь одному владельцу ресторана защитить свои столовые приборы, скатерти и свои столы.
Несломанная подкова Российской имераторской армии/К.А. Мальбахов
Продолжение следует.....
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите больше новостей!