Когда он покончил с собой, засунув в рот газовый шланг, мать уничтожила его фотографии, все до единой, и упоминания о нём в семейном архиве. Сестра прожила 100 лет, а он решил, что с него хватит и 60-ти с копейками. Живопись его как нельзя более годилась чтобы украшать а-ля древнеримские виллы богатеев, и по железной логике судьбы большинство картин осели в частных коллекциях, а две очутились в музее повернутого на античности миллиардера Гетти, который (музей) тоже начинался с виллы в Малибу.
Джон Годвард обожал писать мрамор, звериные шкуры и красавиц в струящихся драпировках. Красавиц без драпировок, в смысле голых, тоже писал. Но в Дзене с обнажёнкой строго, поэтому берём только тех, кто прикрыт хотя бы полупрозрачными 'шторками'.
Кому хочется 'Озорницу и спящую' в высоком разрешении - сюда
Годвард родился близ Лондона, семья владела страховым бизнесом и с ростом благосостояния переезжала всё в более респектабельные дома в столице. Родня сильно испортила малину биографам Джона, уничтожив его личный архив и почти всё документы, имевшие к нему отношение. Кроме, разумеется, картин - из финансовых соображений. Как художник выглядел - по сути загадка. Единственное его изображение - автопортрет (и то предполагаемый) на картине 'Ожидание ответа'.
Образование его тоже покрыто мраком. Мог изучить азы профессии у знакомых живописцев или в художественной школе, но доподлинно известно - Джон Уильям Годвард не значился среди студентов ни одного художественного училища Англии. Однако настойчиво писал, выставлялся и пробивался. С конца 1880-х пошёл в гору - заинтересовал известного арт-дилера той эпохи Томаса Маклина и смог зарабатывать на жизнь продажей картин.
Снял студию в Кенсингтоне - фешенебельном районе Лондона. Для жизни она, правда, была непригодна - приходилось спать на полу или ночевать по друзьям и знакомым. В работе, официально выражаясь, 'избрал для себя амплуа антиковеда-декоратора'. Это вошло в моду - Британская империя на волне расцвета воспылала интересом к империи Римской, с коей себя отождествляла.
Но если коллеги-земляки, рисующие античность, не заморачивались - брали в натурщицы англичанок и просто одевали их в туники и хитоны по древней моде, то Годвард хотел больше физического сходства с римлянками и гречанками древности. Поэтому брал в модели итальянок - благо в Кенсингтоне водилось много итальянских эмигранток, которые охотно позировали художникам.
В 1894-м Джон Годвард переехал в престижный дом, который - цитирую Википедию - 'отвечал его эстетическим запросам'. Наводнил студию слепками и копиями античного искусства и всячески пытался стилизовать под Древний Рим. По словам корреспондента журнала 'The Connoisseur', студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. Стилизация столь удачная, что 'крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре' (с).
Толпу художник, кстати, терпеть не мог. Гостей у себя не принимал, богемных тусовок не водил - жил затворником за высокой оградой своего дома.
Всё располагало к тому, чтобы писать томных дев, предающихся грёзам и прочей неге. О чём и говорят названия многих полотен - 'Полуденный отдых', 'Безмятежность', ' Глядя на море', 'Мысли далеко' и прочие 'Мечтания'. Хотя не леностью единой, вот есть картина 'Полезное занятие'.
А ещё на нескольких картинах барышни играют с котиками - обязательно павлиньим пером, а иначе зачем это всё. Если приглядеться к тому полотну выше, где троица отдыхает на крыльце пред ирисами, там тёмненькая девушка занята тем же самым.
Но вскоре в его блаженное уединение вмешался большой футбол. Рядом был стадион 'Стэмфорд Бридж', который лет тридцать мирно служил для лёгкой атлетики и не особо мешал мастеру шумом. Но в 1905-м там обосновался новорождённый клуб 'Челси', и спокойного житья не стало.
Художник рванул за границу - а именно в страну своей души Италию, где в итоге прожил десять лет. По предположению биографа, Годвард снимал именно ту студию, где в своё время работал Илья Репин. В Риме Джон вёл прежнюю нелюдимую жизнь - вероятно, собственная живопись была единственным, что его вообще интересовало. Ещё в Лондоне, по описаниям, он брался за работу, как только вставал утром, и почти не прерывался до конца дня.
Успехи в итальянской полосе жизни были - например, одну из картин купил индийский махараджа. Но со временем навалились и одолели проблемы - и со здоровьем, и с финансами, и с упадком жизни вокруг - Первая мировая война и последовавшая пандемия испанского гриппа, который в 1918-19 гг. за 18 месяцев заразил почти треть населения Земли. После войны тоже жилось неспокойно - скажем, в 1921-м студию Годварда захватила группа художников-радикалов. И он перебрался на родину в Британию. Тоже, кстати, за 18 месяцев до своей смерти.
В Лондоне по-прежнему жил отшельником и совершенно не заботился о себе - родственница Айви Годвард вспоминала: Джон Уильям готовил в начале каждой недели кастрюлю тушёной говядины, чем и питался до конца той же недели. Результатом стала язва желудка.
Здоровье ухудшалось, депрессия усиливалась. Ещё и потому, что британский художественный круг не спешил принять обратно и был настроен враждебно. Не имея сил бороться, 13 декабря 1922 года Годвард покончил жизнь самоубийством. Судя по заметке в местной 'Фулэмской газете', он взял в рот газовый шланг от кухонной плиты и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил.
К тому времени отношения с семьёй и так были прохладными, а уж после ТАКОГО родственники пребывали в шоке - и ужасе 'боже-какой-позор-для-семьи'. Отрицали факт самоубийства и заявляли, что просто имел место несчастный случай с кухонной плитой. Но расследование лондонской полиции показало, что суицид был преднамеренным и готовился не один месяц. Завещание художник вообще написал, ещё будучи в Риме.
К слову, модернистов-захватчиков из его римской студии братья Годварда в итоге выселили - по суду при разделе наследства. Правда, после оплаты всех издержек (20 млн лир) братьям осталась ничтожная сумма (менее 20 тыс лир).
И раз уж мы о повторении себя...Да, про Джона Годварда говорили, что он как сформировался к 30-ти годам как художник-самоучка, так до конца жизни и творил коммерческую декоративную живопИсь. Не развивался, повторялся, отвергал свежие веяния в искусстве, из-за чего и близко не стоит к великим художникам. Но с другой стороны - иногда полезно не грузить зрителя высокими материями и глубокими смыслами, а просто дать ему полюбоваться красивой девушкой.
А как эти картины на ваш вкус?
Любопытные шедевры из музея Гетти - здесь