Найти тему

Нюансы Указа Президента РФ от 29.04.2019 г. №187 об упрощённом гражданстве

Указ Президента РФ от 29.04.2019 г. №187  «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке», уточняющий условия получения российского гражданства по упрощённой схеме жителями Донецкой и Луганской областей Украины, последовавший за Указом от 24.04.2019 г., породил радужные ожидания. Однако данный нормативный акт отражает не пожелания, а определённые, давно сложившиеся законодательные правила. В чём же заключаются особенности Указа от 29.04.2019 г.?

Ожидалось, что данный Указ не будет персонализированным, то есть, что он охватит неограниченное количество иностранных граждан, которые смогут в упрощённом порядке в кратчайший срок получить российское гражданство. На самом деле если предшествующий Указ от 24 апреля касался определённой категории лиц, а именно тех, кто проживает на отдельных районах территории Донецкой и Луганской областей Украины, то Указ от 29 апреля охватывает более широкую группу, но далеко не каждого.

Также многие ожидали, что новый Указ будет распространяться на всех без исключения граждан Украины, чего на самом деле не произошло. Указ от 29 апреля коснулся тех лиц, конторы родились и проживали ранее, до 2014 года, на территории нынешней республики Крым и города Севастополя, которые являются гражданами Украины и не имеют другого гражданства, а также тех граждан Украины, которые являются выходцами из Донецкой и Луганской областей Украины, которые по состоянию на апрель 2014-го года были прописаны на указанной территории, но на данный момент находятся на территории Российской Федерации и при этом имеют статусы пребывания или проживания. В частности, в Указе упоминаются наличие РВП (разрешения на временное проживание), ВНЖ (вида на жительство), ВУ (временного убежища) или статуса беженца, участие в государственной программе переселения соотечественников.

Те выходцы из Донецкой и Луганской областей Украины, кто временно пребывает в России, «продлевая миграционку», под действие Указа об упрощённом  получении гражданства не подпадают.

Стоит отметить, что второй Указ охватывает гораздо большее количество иностранных граждан, чем первый, но при этом касается лишь ограниченных групп, каждая из которых определяется по отдельным правилам. Например, применительно к гражданам Украины, являющихся выходцами из Донецкой и Луганской областей, и находящихся на территории России, Указ распространяется лишь на тех из них, кто имеет статус длительного нахождения в РФ. Выходцы из Крыма и Севастополя могут рассчитывать на упрощение процедуры приобретения российского гражданства в том случае, если они покинули указанную территорию до 2014 года и не имеет иного гражданства.

В категорию тех, на кого распространяется действие Указа от 29 апреля, вошли и лица без гражданства, которые также родились и ранее проживали на территории Крыма и Севастополя.

Кроме того, Указ распространяется на жителей Республики Афганистан, Ирака, Йемена и Сирии, а именно на тех из них, кто пребывает на территории РФ. Но необходимо, чтобы претендент на российское гражданство был рождён на территории РСФСФ и ранее имел паспорт гражданина СССР. При этом дети, супруги и родители таких граждан также могут рассчитывать на упрощённое получение российского гражданства.

Также родители, супруги и дети выходцев из Донецкой и Луганской областей, а также Крыма и Севастополя, могут подавать документы на получение российского гражданства.

Несмотря на ряд ограничений, значительно сужающих количество потенциальных претендентов, оба указа можно назвать беспрецедентными. В связи с этим затруднена практическая реализация норм указов, в частности, МВД РФ всё ещё прорабатывает механизмы принятия и обработки заявлений на гражданство, поэтому на местах возникают сложности, конфликты, меняются требования к прилагаемым документам и правила их приёма.

Следует учитывать, что указы не отменяют действие закона N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в котором в данном случае важна Статья 16 «Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации», содержащая условия отказа в выдаче гражданства. В частности, отказы в выдаче гражданства могут получить те, кто связан с террористической ибо экстремистской деятельностью.