Найти тему

Система измерения давления в шинах автомобиля: как работает, преимущества и недостатки

Системы измерения давления в шинах — это простейшие системы, которые могут устанавливаться как штатно, так и доукомплектовываться автовладельцем, что позволяет повысить безопасность управления автомобилем.

Опытные водители прекрасно знают, что от правильности давления в шинах будет зависеть не только комфорт использования автомобиля, но и безопасность управления, расход топлива и проходимость машины. В прошлом нам требовалось постоянно проверять уровень давления в шинах, подкачивая или спуская колёса в зависимости от показаний манометра.

Сегодня же современные автомобили оснащаются специальными датчиками давления воздуха в шинах, что позволяет с легкостью контролировать этот параметр, не выходя из салона автомобиля, а при любых опасных изменениях система безопасности машины просигнализирует водителю, что позволит устранить имеющиеся неполадки, подкачать и спустить колесо или отправиться в шиномонтаж для устранения повреждения покрышек.

Чем грозит повышенное и пониженное давление

Показатель давления в шинах непостоянен, причём спускать воздух могут даже полностью исправные шины, которые не имеют микротрещин и других проблем с герметичностью. При понижении давления в шинах существенно увеличивается тормозной путь, отмечается повышенный износ покрышек, который в особенности заметен в наружной части протектора. При недостаточном давлении в колёсах увеличивается расход топлива и ухудшается управляемость. У таких колёс изменяется пятно контакта с дорожным полотном, появляется повышенное трение и шум, сама покрышка быстро нагревается, что приводит к её разрушению и необходимости замены уже буквально через 2-3 года использования колес.

-2

При высоком избыточном давлении в покрышках существует вероятность разрыва колёс при попадании в глубокую яму, увеличивается нагрузка на ходовую часть автомобиля, поэтому неизменно страдают амортизаторы и элементы подвески, а замена таких запчастей обойдётся автовладельцу в круглую сумму. Также необходимо помнить, что при избыточном давлении в покрышках существенно ухудшается комфорт использования автомобиля, машина реагирует буквально на каждую кочку и выбоину, а салон сотрясается даже на практически идеально ровной дороге.

-3

Чтобы избежать всех этих проблем автовладельцу необходимо на регулярной основе контролировать показатель давления в шинах, для чего ранее рекомендовалось раз в несколько месяцев проверять все колёса по кругу, используя для этого механические или цифровые манометры. Каждый автомобиль будет иметь свои оптимальные показатели давления в покрышках, а всю такую информацию можно найти либо в технической документации к машине, либо на небольших табличках, которые расположены в торцах дверей.

Современные системы контроля давления шин

Большинство современных автомобилей оснащаются достаточно простыми и универсальными в использовании системами контроля давления в шинах, которые появились впервые на американских машинах ещё в начале девяностых годов. Сегодня по закону такими датчиками оснащаются все автомобили, которые продаются в Северной Америке, также в виде опции такую возможность получили машины в Европе и в России.

Особенностью такой системы контроля давления в шинах является тот факт, что физически внутри колес нет никаких датчиков или дополнительных модулей. Тем самым существенно повышается надежность всей системы, она гарантированно не поломается из-за проблем с датчиком или ниппелем в колесе, а все выполняемые расчеты проводятся в блоке управления ABS, в который вшита дополнительная программа.

Принцип работы такой системы измерения давления шин чрезвычайно прост. Все расчёты основываются на том, что при снижении показателя давления в шинах у покрышек меняется радиус, поэтому за один оборот колесо будет проходить меньшее расстояние. Встроенный датчик ABS считывает такие показатели пройденного расстояния, причём делает такие измерения и расчеты каждый оборот колеса.

Полученные данные в режиме реального времени сравниваются друг с другом по всем колесам и с контрольными параметрами, на основании чего и рассчитывается текущее давление в покрышках, а при любых серьезных изменениях система сразу же выдаёт предупреждение на приборной панели. После чего водитель должен принять соответствующие меры, посетить шиномонтаж или заменить самостоятельно пробитое колесо.

-4

Такой контроль давления в покрышках также может быть реализован с помощью других современных технологий. Например, при помощи внешних датчиков давления, которые вкручиваются в ниппель, а все полученные данные по давлению передаются по радиоканалу на расположенный в салоне приемник и исполнительный модуль. Такие системы характеризуются тем, что информация о давлении передается не в режиме реального времени, а с небольшим интервалом, приблизительно раз в одну-две минуты. Все такие датчики оснащены небольшой батарейкой, поэтому раз в несколько лет придётся разбортировать колесо и менять питание.

Простейшие модели систем контроля давления шин состоят из 4 датчиков, установленных вместо воздушного ниппеля и небольшого приемника с дисплеем в салоне авто. Отдельные продвинутые модели также оснащаются датчиками температуры, что позволяет получать все необходимые сведения о состоянии покрышек. Повышенная температура на одном из колес может свидетельствовать о проблемах с подвеской и развал-схождением, что и приводит к такой неправильной нагрузке на шину и протектор.

-5

В магазинах автозапчастей можно также найти миниатюрные датчики давления, которые просто накручиваются на резьбу никеля. Встроенные в них модули постоянно измеряют давление и передают данные по радио на расположенный в салоне модуль управления. Однако нужно понимать, что с помощью таких миниатюрных датчиков давления, накручивающихся на ниппель, получить стопроцентно точные сведения будет невозможно. Ещё один их недостаток, это отсутствие какой-либо защиты от кражи. Злоумышленник может под покровом ночи скрутить такие измерители давления, даже без срабатывания чувствительной сигнализации на автомобиле.

Выводы

Необходимость постоянного контроля давления в шинах не подлежит сомнению. Если покрышки перекачены или спущены, это не только приводит к изменению тормозного пути и ухудшению управляемости, но и увеличивает расход топлива и снижает комфорт использования автомобиля. Современные машины оснащаются специальными датчиками контроля давления в шинах, что позволяет при серьезных изменениях этого параметра сразу же информировать водителя, которому необходимо будет либо поменять колесо, либо отправиться в шиномонтаж для устранения повреждений шин. Также в продаже можно найти простейшие датчики давления, которые передают сведения по радиосигналу, отличаются простотой в использовании и предлагаются по доступным ценам.

АвтомеханикАвтомобили: простые ответы на сложные вопросы. Много интересного, подписывайтесь!