Найти тему
ИА Хакасия

Хакасия в интересном финансовом положении: как только, так сразу

В течение многих лет два самых серьезных бюджетных изъяна вменялись региональной исполнительной власти Хакасии — дефицит казны и размер ее долгового обременения.

Предшественник Коновалова на губернаторском посту особо не заморачивался по этому поводу, более того, однажды в сердцах ввел запрет на публичное упоминание проблемы госдолга.

Хранил глубокое молчание и региональный парламент, чаще всего формально исполняя свои обязанности общественного надзора за использованием государственных финансовых средств.

Помнится, в декабре 2016 года Верховный Совет принял закон о республиканском бюджете на 2017 год с весьма проблемными параметрами: расходы (29,1 млрд) превысили доходы (24 млрд) на 5,1 млрд.

А уже в октябре 2017-го парламент заявил о бюджетной катастрофе региона, запросив у премьера Дмитрия Медведева 28,2 млрд. Некоторое время спустя глава высшего законодательного органа республики Владимир Штыгашев, выступая в стенах Федерального Собрания, обвинил федеральный центр в доведении региона до финансового краха.

Минфин отреагировал должным образом на эти выпады: ввел казначейское исполнение бюджета. Весь минувший год республика тратила деньги под пристальным оком федерального казначейства. И эта мера, впервые задействованная Москвой в отношении проблемного субъекта федерации, дала весьма существенный эффект: по итогам минувшего года доходы бюджета Хакасии превысили расходы на 2,7 млрд.

Причем в текущем году республика усердно выдерживает позитивную тенденцию. В первом квартале консолидированный бюджет Хакасии исполнен по доходам на 8,4 млрд, расходы — 8,1 млрд, профицит составил свыше 343,1 млн рублей.

Очевидно, должный эффект дает не только жесткий контроль за движением региональных государственных финансов. Стоит присмотреться к налоговой статистике Росстата. В первом квартале объем налоговых поступлений в Хакасии составил почти 6,6 млрд рублей. Лишь малая толика этой суммы - 377,2 млн, или 5,7% - ушла из региона в федеральный центр. Львиная доля - свыше 6,2 млрд - поступило в консолидированный бюджет региона. Доля оставшихся в распоряжении республики налоговых средств составила 94,3%. Большей она оказалась только в Кузбассе — 95,7%.

К примеру, совершенно иной налоговый расклад в соседнем Красноярском крае: из 144,3 млрд налогов 90,3 млрд (62,6%) край направил в федеральную казну, 53,9 млрд (37,4%) в региональную.

Кстати, до сих пор неизвестно, как отреагировал Дмитрий Медведев на официальное обращение Верховного Совета Хакасии в связи с «бюджетной катастрофой». И о чем же это говорит?