[ Предыдущие Главы здесь - - - >
Глава 1 , Глава 2 , Глава 3 , Глава 4 , Глава 5 , Глава 6 , Глава 7 , Глава 8,Глава 9 , Глава 10 , Глава 11 , Глава 12 , Глава 13 ]
Старик остолбенел и разинул рот. На щите приветливо глядел… он сам. такой же старый, сморщенный. Но сияющий. Горделивый. Интеллигентный.
- Холеный какой-то! Чего это со мной?
- Ах, Виктор Петрович. Упущенные возможности, снова - упущенные возможности. Вы смотрите на все через призму текущего опыта. Однако это - замечательный человек. Выдающийся ученый. Истинный патриот своего отечества. Блистательный ум.
- Богат, знаменит, любимец слабого пола? - саркастически ухмыльнулся старик.
Проводник опустил глаза в пол.
- К сожалению, в личной жизни счастья Вы не сыскали. Да и труд Ваш никогда не оплачивали заслуженной монетой. Не в этом суть. Как все непризнанные при жизни гении, Вы - изменили мир. Вы сделали его лучше… Сделали бы...
Ветер колыхал разбросанные по асфальту брошюры. Проводник подобрал одну, сбил ладонью пыль и протянул старику.
НИИ космического приборостроения имени В.П. Акимова приглашает на работу квалифицированных специалистов, выпускников, докторов, кандидатов и т.д. и т.п. Имени Акимова. Во как!
С обратной стороны брошюры на разнорабочего Витька смотрел аккуратный почтенный ученый В.П. Акимов. Шалопай, неудачник, двоечник… Но ведь сумел, в старших классах взялся за ум. Поступил в техникум. Увлекся физикой, математикой. Вечерами вместо танцев и лавочек зубрил взятые в библиотеке учебники. Да так, что вскоре пришлось выписывать, заказывать товарищам вместо сувениров из поездок в столицу. А что делать? Маленькая библиотека Зеленоалтайска о таких трудах знать не знала.
После техникума пошел токарем на завод приборостроения. Через год - гордость предприятия. Еще бы: три-четыре норматива в одну смену. А все потому, что этот “чудик” все разбирал до винтиков, крутил-вертел, в блокнотике чиркал. Работяги поначалу его недолюбливали. А потом зауважали: и до из станков добрались “золотые руки”. Работа ускорилась. Премии росли. Полетели благодарственные грамоты, снимки на доску почета. Но юному амбициозному уму этого было мало. Начались рационализаторские предложения. Товарищи посмеивались: вот чудак свалился на их головы! Кому мы здесь в Зеленоалтайске нужны!
Оказалось, нужны. Приехало столичное телевидение. Снятым сюжетом о подвигах простых советских работяг заинтересовался кое-кто “повыше”. На завод приехала специальная кремлевская комиссия. Руководство переполошилось: возьми и ткни пальцем на молодого Витьку - вон он, причина всех их “рационализаторств”! С него все и спрашивайте!
Спросили. Через пять лет - руководитель завода. Параллельно - обучение, лекции, новые предложения, патенты, награды, диссертации, публикации. И слава на всю страну. В 1961-ом Королев отправил Гагарина в космос. А в 1967-ом началась эра Акимова.
Юным гением заинтересовались Штаты. Поступили предложения, но Виктор-профессор быть диссидентом не хотел. Не из-за страха. От любви. Не к отечеству. К миру. От всех предложений отказался, но интервью американскому журналисту все-таки дал. Сказал, что ему неважно, где жить - в СССР или США. Его большой бескрайний дом - космос.
Надо ли говорить, как несладко складывалась его жизнь после таких заявлений. Спустя десятилетия травли и нападок, нищеты и унижений он все еще жил наукой. Но в одиночестве. Он мечтал “зажечь звезды на земле, чтобы они осветили небо” для всех людей планеты. А люди требовали границ и печатей: наше/чужое. На склоне лет Акимов совсем отрешился от “земного”. В людях он окончательно разочаровался. Но оставался смиренным слугой космоса.
Вот так увлечение физикой и математикой переросло в покорение новых высот. Тех самых, где человек еще не был. А к 2010-му полеты в космос стали делом привычным: как на дачу съездить. Вот такой вот Витька-шалопай - Витька-“им. В.П. Акимова”.
Биография заканчивалась датой смерти. И информацией, что после развала СССР дело Акимова пересмотрели, увековечив его именем престижное научное учреждение.
А еще было примечание, что сейчас, в 2019-ом году по последним трудам и расчетам профессора Акимова готовится третья экспедиция на Марс. Ее миссия - основание марсианской колонии и начало жизни землян на Красной планете.
Приходите работать к нам! Во дворце прославленного гения… Старик присвистнул и вернул брошюру Проводнику. Тот отмахнулся: “оставьте, на память”.
- Помните, к вам на завод телевидение приезжало? Вы ведь действительно подавали большие надежды.
- Помню, - руки старика затряслись. - Я тогда… Слава, гений, подвиги… А, чего уж там. До фени мне наука была! За Катюшей я все бегал. Деньги были нужны. Думал, выбьюсь в люди, приду к ней, замуж позову. Умный, богатый, на “Волге” прикачу. Надежду не терял даже после того, как она за Еремеева вышла. Накрылась моя “Волга”. И любовь вся накрылась. Уехала парочка. В Москву перебрались. Я как узнал, тут же за письмо: адрес у Катюшиной матери выпытал.
Старик поискал глазами, где бы присесть. Вдалеке поблескивал полупрозрачный пластиковый козырек остановки. Проводник проследил за взглядом Виктора Петровича, и понимающе кивнул.