Самолеты Ю-87, -символ блицкрига и агрессии. Один из самых узнаваемых самолетов люфтваффе и, пожалуй, на тот период самый точный пикировщик.
Самолет, введенный в эксплуатацию в люфтваффе в 1936 году, на начало Второй Мировой войны не отличался высокой скоростью и маневренностью. Максимальная скорость в 383 км/ч, которой обладал Ю-87 на тот период, уже считалась недостаточной, но именно низкая скорость и бомбометание с пикирования позволяли этому самолету проводить атаку с высочайшей эффективностью.
Не очень высокие ТТХ позволяла успешно действовать этим машинам лишь в случае подавляющего превосходства авиации, когда атаки со стороны истребителей противника представляли минимальную угрозу.
Во время Великой Отечественной войны самолет был широко известен среди красноармейцев как «лаптежник». Это прозвище самолет получил за характерную форму обтекателей неубирающихся шасси. Многие бойцы, прошедшую войну, навсегда запомнили завывающий вой Юнкерса, заходящего в пике. За этот вой самолет иногда называли «иерихонская труба» или «певун».
На Восточном фронте Ю-87 с успехом применялся до тех пор, пока советские ВВС не завладели превосходством в воздухе, а произошло это в 1944 году. После этого Ю-87 стали нести тяжелые потери, и их использование было невозможно без сильного истребительного прикрытия.
Именно с этими самолетами за две недели до начала Второй Мировой войны произошло летное пришествие, равных которому в истории военной авиации еще надо поискать.
Произошло оно 15 августа 1939 года на полигоне Нойхаммер (ныне это польское поселение Свентошув в Западной Польше).
В этот день для высших чинов люфтваффе эскадрилья пикировщиков должна была провести показательное бомбометание. На полигоне в этот день присутствовали командующий 3-м воздушным флотом(Luftflotte 3) Хуго Шперле, командующий 2-м авиакорпусом Бруно Лёрцер, командир авиачасти специального назначения (Fliegerführer z. b. V) Вольфрам фон Рихтгофен.
Учебное бомбометание должна была проводить самолеты 1-й группы 76 эскадрильи (St.G.76) которой командовал ее командир, капитан Вальтер Зигель. Демонстрация должна была пройти сразу после рассвета, в 6:00, и ранним утром 15 августа 1939 года с аэродрома Котбуса (Германия) поднялась группа из 26 самолетов Ю-87.
Была проведена метеорологическая разведка в районе бомбометания и капитану Зигелю еще на земле доложили, что в районе цели образовалась облачность на высоте от 1850 метров до 750 метров, но видимость по нижней кромке облаков хорошая.
Время полета до цели заняло около получаса. За это время слой облаков превратился в полосу раннего утреннего тумана, простирающегося почти до земли. Далее сообщается, что связи с землей у капитана Зигеля не было.
26 пикирующих бомбардировщиков начали атаку на высоте 3650 метров и вскоре вошли в облачность. Капитан Зигель был потрясен, когда сквозь туман увидел кроны деревьев. Он, крикнув по рации об опасности, начал выводить свой самолет из пике. Ему удалось это сделать, а для 13 "Юнкерсов" и их экипажей это пике стало последним. Очевидцы, видевшие все это с земли, потом говорили, что когда Зигель вывел свой самолет из пике, до земли оставалось не более двух метров.
В этот же день было проведено следствие. К Зигелю претензий не было, все списали на внезапно опустившийся туман., так как нижняя кромка облаков понизилась до 150-120 метров. Самолеты, естественно списали, а экипажи зачислили в безвозвратные потери.
Вскоре после этого Зигель принял командование группой Ju 87 из St.G.3. Принимал участие в первом авианалете Второй Мировой войны на польский город Велюнь.
Карьера Зигеля завершилась за год до окончания войны, 8 мая 1944 года где-то в норвежских фьордах.
Источники: Wheal, John, "Combat Aircraft Junkers Ju 87 Stukageschwader 1937-41", Osprey Puplishing, London, 1997, p. 15.
Wikipedia
Luftwaffe War Diaries.