- Все понимает, а высказать не может, - так, шутя, иногда характеризуют ответ студента на устном экзамене.
Случается такое часто. Причина – недостаточный или, скажем прямо, ограниченный словарный запас.
Если идти дальше по этой логической цепочке, то нужно разобраться, почему активный словарь современных молодых людей так скуден. Ответ, который лежит на поверхности, – они мало читают. Это причина первая, но не единственная. Среда общения и речевая практика имеют не меньшее значение.
Сразу уточню – все студенты, поступившие в любой украинский ВУЗ, сдали «зовнішнє незалежне оцінювання» (ЗНО, аналог российского ЕГЭ) по украинскому языку и литературе, как минимум, на удовлетворительную оценку. Это означает, что украинским языком они владеют.
Казалось бы, какие вопросы могут возникать в процессе обучения? Увы, сдать ЗНО по украинскому вовсе не означает свободно говорить на нем и, тем более, излагать свои мысли по конкретно заданной теме.
Конечно, некоторые берут зубрежкой. Но стоит задать проблемный или даже просто уточняющий вопрос - и все… Языковой тупик.
Пытаются подобрать слова на всех известных языках – русском, украинском, на суржике. Получается плохо. Получается какое-то невнятное «междуязычие». (Не будем дальше развивать тему связи мышления и речи)
А если еще почитать их черновые записи, которые они делают во время, отведенное на подготовку ответа, то это вообще – жуть.
И дело здесь вовсе не в том, что нынешние молодые какие-то не такие, не правильные, а такие-сякие. Такими-сякими их делает государственная языковая политика. Похоже, умышленно. Зачем нам умные и говорящие? Пусть лучше молчат. Ни на каком языке.