Найти тему
Лига кино

БоДжек: в ожидании нового сезона

«Конь БоДжек» - редкий пример сериала, который с каждым сезоном становится только лучше. Первые серии, еще в 2014-м году, критики принимали сдержанно – казалось, это очередной смешной сериал для взрослых, из плеяды «Футурамы», «Симпсонов», «Рика и Морти», да, с необычным миром, но не более того. Но чем дальше, тем больше сериал раскрывался, а некоторые серии последних сезонов производят поистине ошеломительное впечатление. 

Шоураннеры и сценаристы как будто каждый раз задаются вопросом: а можем ли мы пойти еще дальше? Сделать почти всю серию немой (4 серия 3 сезона)? Или обойтись статичной камерой и одной сценой, в которой будет монолог БоДжека на двадцать минут (6 серия 5 сезона)? Или дать БоДжеку совершать порой подлые поступки – и при этом не убить сочувствие к герою? 

Новый сезон Боджека традиционно выйдет между июлем и сентябрем (на данный момент точная дата неизвестна), и сейчас как раз самое время, чтобы посмотреть вглубь некоторых эпизодов и разобраться, как они работают.

Мы разберем две серии из пятого сезона – «Бесплатные чуррос» и «Гвоздь программы», «Стрелу времени» из четвертого, и из третьего – «Рыбу, вытащенную из воды», и начнем с самого раннего сезона.
Возможны спойлеры. 

«Рыба, вытащенная из воды»

В рамках подготовки к Оскару БоДжека отправляют на Тихоокеанский кинофестиваль, где он должен представить фильм «Секретариат», в котором сыграл главную роль. БоДжек встречает Келси Дженнингс, с которой пытается помириться, но это сложно – он не может разговаривать под водой. Также, в течение серии он принимает роды, а затем пытается вернуть маленького морского конька его отцу, и из-за этого опаздывает на премьеру собственного фильма. Уже в самом конце, так и не помирившись с Келси, БоДжек выясняет, что он мог говорить все это время – на подводном шлеме была специальная кнопка. 

Уже с первого взгляда виден
классический признак драмеди: проблемы и цели, которые возникают перед БоДжеком в этой серии – серьезны и заставляют проникнуться к нему сочувствием. Все мы хотим успеть на важное событие, боимся быть не понятыми, испортить отношения с окружающими (что, в принципе, является талантом БоДжека), и уж конечно, никто бы не хотел принимать роды в пустынной незнакомой местности, не имея ни денег, ни связи, ни помощи, а потом возвращать ребенка родителям. Однако то, как действует БоДжек (как не самый сообразительный и дальновидный персонаж), имеет отношение к комедийному жанру: причем как к комедии положений, так и характеров. 

Здесь также просматривается трехсюжетность, присущая большинству крепко сделанных сериалов, причем степень важности каждой сюжетной арки возрастает по мере развития действия. Мы имеем рамку – кинофестиваль. Киноиндустрия также является рамкой всего сериала. Это сеттинг, предоставляющий возможности для шуток и раскрытия самых разных характеров. Именно поэтому так легко воспринимается, если одна или несколько серий посвящены не главным героям.   

Эта внешняя рамка не затрагивает внутренние стремления героя. Разве что тщеславие, но и оно здесь уязвлено. Для БоДжека этот фестиваль не является достаточно хорошим – он с большим удовольствием поехал бы на Каннский фестиваль, да и сама подводная цивилизация ему не нравится – он не может ни поговорить, ни предаться своим вредным привычкам. Эта вынужденная тишина и воздержание мучительны для него, и, когда он встречает Келси, то ничто не отвлекает его от чувства вины, которое он до этого успешно заглушал. В попытке снова установить с ней контакт и извиниться он случайно попадает в автобус, полный сардин, и ничего не может сделать, пока не оказывается далеко от города, где события принимают уже совсем фантастический оборот.

Вот здесь, если вернуться чуть раньше, то можно заметить расхождение с классическим построением действия. В первый раз у Боджека не получается помириться с Келси потому, что в его письме к ней все еще сквозит нарциссизм. Он хочет получить прощение, но при этом не слишком пострадать; кроме того, он совсем не думает о том, что чувствует Келси. Все последующие «случайные» события мы таковыми не воспринимаем – именно потому, что БоДжек не готов к прощению. 

Однако сюжетная арка с детенышем морского конька, которая бы в классической драматургии привела бы к изменению персонажа и все-таки к примирению с Келси – здесь работает не так. Это самая важная часть этой серии, здесь мы понимаем внутренние стремления персонажа – и причины, по которым у него все никак не складывается. Когда после спасения детеныша отец морского конька приглашает его разделить с ними ужин, БоДжек не находит в себе силы переступить порог этого счастливого дома, и отказывается от денежной благодарности. 

Эти события помогают ему найти правильные слова, чтобы помириться с Келси, однако тут уже вступают другие силы – иронический сеттинг сериала, где ничего не может идти так, как надо. Да, БоДжек что-то осознал, написал искренне, но вода размыла чернила. Может быть, теперь он готов примириться, но готова ли к этому Келси? 

Эта проблематика связывает серию со всем сериалом, ведь корни большинства проблем БоДжека растут из того, что он никогда не мог получить от матери того, чего он от нее хотел – впрочем, как и все остальные от всех остальных. Несовпадение внутренних и внешних желаний, комплексы создают конфликт уже на уровне одного персонажа, но когда сходятся несколько таких героев – проблема увеличивается многократно, и непонятно, как из этого выйти – и при этом, по большому счету, никто не виноват. 

Может ли кто-то быть счастлив в этом мире? Да, если твой персонаж – маска, или просто очень наивен (как, например, Тодд или Харпер), однако мы всегда подозреваем, что в какой-нибудь серии БоДжека его создатели покажут нам, что все не так просто. 

Следующий разбор будет посвящен серии «Стрела времени» из четвертого сезона.

Новости сценарной школы "Лига Кино"