28 мая 1923 года родился Дьёрдь Лигети – венгерский композитор-авангардист и экспериментатор, один из самых значительных музыкантов ХХ века. Его творчество золотой страницей вошло в сокровищницу мировой музыки, существенно повлияв на пути развития современного искусства. Поэтому сегодня хочу дать послушать его фортепианный цикл этюдов. Это квинтэссенция развития пианизма.
Когда композиторы, вроде Бартока, Дебюсси или Стравинского, написали фортепианные этюды в начале XX века, они продолжали традиции XIX века, в первую очередь основанные Фредериком Шопеном и Ференцом Листом. К концу двадцатого столетия эти традиции перестали существовать. После того, как радикальные авангардные движения, вроде сериализма (см. Wiki. – Прим. Ред.), очистили все, что связано с веком романтизма, этюд как жанр стал пережитком другого времени. Поэтому на закате XX века цикл этюдов Лигети был встречен с долей скепсиса, ибо фортепианные миниатюры не вписывались ни в рамки постмодернистских причуд, ни в рамки возрождения романтизма. Хотя сам Лигети, конечно, был заинтересован в том, чтобы воскресить великую музыкальную традицию и раскрыть ее потенциал в современной форме. Все-таки, как никак, его творческий и рефлексивный подход всегда был обращен к наследию прошлого.
С другой стороны, намерение композитора создать подобный цикл объясняет тем, что он сам любил играть на фортепиано, – и это достаточная причина для создания сложнейших этюдов. Да еще благодаря им Лигети ставит себя в один ряд с Шопеном, Листом, Шуманом и Дебюсси, которые также создали важные для своего времени этюды.
Не стоит это произведение рассматривать исключительно с точки зрения полифонических упражнений. Полифония здесь понимается в расширенном смысле. Автор соединяет в них материал самых разных европейский и восточных культур, от Балкан до Африки и Азии. Это своего рода философско-музыкальное исследование многоголосой природы мира. Здесь и музыка, и живопись и поэзия – все это выходит за рамки простых технических упражнений. У этюдов нет никаких ограничений для фантазии слушателей. Сам же автор оставил нам подсказки в виде названий к каждому этюду, которые одновременно являются программой к музыке.
Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus