Дети не должны есть сладкое на обед. Это сообщение поступает от мамы, доедающей очередную шоколадку в сочетании с кофе. И мама искренне считает, что она смогла это доказать ребенку. Но такие «сказки» можно рассказывать только совсем несмышленным. А далее такие утверждения для детей чреваты развитием бессистемного мышления.
Как утверждал в свое время Жан Пиаже, специализирующийся на детской психологии, ребенок будет верить бездоказательным утверждениям родителей, основанным только на «я так сказала», не более чем до 8-ми лет. Более новые исследования показали, что даже 4-х летний ребенок может с легкостью распознать противоречия в словах взрослых (журнал «Детское развитие»). Проводились исследования психологами, представляющими университеты Колорадо, Вирджинии и Миннесоты, работающими под эгидой Национального Института Здоровья США.
Эксперимент по выявлению лжи
В ходе эксперимента изучалась реакция 74-х детей в возрасте от 3-х до 5 –ти лет, когда в процессе разговора взрослых, произносились алогичные фразы или выражения. Эксперимент начался с того, что дети просмотрели ролик, в котором беседовали взрослые женщины. В задачу одной входил опрос подруг, с каким мячом ранее проходила игра. Одна из отвечавших должна была сообщить, что мяч, используемый для игры, был самым большим и самым мягким одновременно. Вторая отвечавшая должна была сказать, что мяч одновременно был и самым большим, и самым маленьким.
Безоговорочно поверили в то, что они слышали, только трехлетние участники эксперимента. Эти дети затруднились ответить на вопрос, не было ли противоречий в словах взрослых. Для детей 4-5 лет выделить неправильные ответы не составило труда. Самые большие дети без труда запомнили и женщину, дававшую нелогичные ответы, и в дальнейшем отказывались общаться с ней. Доверие у детей вызывала только барышня, отвечавшая логично и верно.
Одновременно, в ходе эксперимента удалось выяснить, что дошкольники легко «уличали» взрослых во лжи в разговоре, но легко верили тем же словам, но написанным на бумаге. Ученые предположили, что в разговоре дети реагировали не только непосредственно на слова, но и на интонацию, манеру произнесения. Это дает основания предполагать, что общаясь, дети более внимательны к тому, что происходит вокруг, чем при чтении.
Многие скажут, что данный эксперимент не показателен. Но, дети, получающие от родителей изрядную долю вранья и нелогичных высказываний, начинают по такому же образу строить и свое собственное общение со сверстниками. Только очень небольшая часть детей способна самостоятельно формулировать свои мысли, не прибегая к хитрости и лукавству. Все остальные начинают общаться на языке, сходном с тем, на котором говорят окружающие их взрослые.