Описывать город как «хороший» или «плохой» бессмысленно. Написал недавно о Мышкине в положительном ключе, а в итоге местные пишут, что на самом-то деле ничего хорошего: пыль в глаза пускают, работы и развития нет. Поэтому Слободской будет «потрепанным жизнью», вдруг там, несмотря на все визуальные минусы, комфортно?
Да и вообще, пора взрослеть. Мир же не делится на «черное» и «белое». Предположим, жил да был где-то царь, который правил 20 лет. Со своей свитой разграбил всю страну, не выполнял обещания, люди там жили в нищете. Зато не знали жители страны, что такое «война», да еще и кусок земли бонусом получили. И вот как можно однозначно говорить о таком царе?
С городами еще сложнее. Нужно пожить хотя бы год в населенном пункте, чтобы оценить, насколько он благополучен. Поэтому впредь, если город мне понравится визуально, буду писать в заголовке «красивый внешне», а если не понравится — «потрепанный жизнью».
В мае я побывал в Слободском и в Мышкине. После поездки во второй так и хотелось их хотя бы слегка противопоставить. Но не получается — слишком разные города.
Слободской не стремится пускать пыль в глаза. Почти все исторические здания обветшали. Где-то штукатурка обвалилась, где-то окна заколочены. Город устал. Сильно устал.
Исторических зданий в Слободском очень много. Ради этого стоит сюда приехать хотя бы один раз. Конечно, здания должны реставрироваться, но лучше уж посмотреть ветхие дома в их истинном состоянии, чем те, над которыми вдоволь поиздевались люди: поставили стеклопакеты, украсили спутниковыми тарелками и кондиционерами.
В городе мало сгоревших деревянных домов. Видимо, нет причин строить огромный торговый центр. До Кирова ехать один час. В основном руины построены из кирпича. Впрочем, вот пример деревянного.
Непонятное ощущение возникает, когда гуляешь по Слободскому. С одной стороны — множество исторических зданий, старинных храмов, красивая природа и река Вятка. Но перфекционистам и продвинутым урбанистам сюда ехать опасно для психики — слишком все в запущенном состоянии.
Я не был в Индии, но читал, что там полно старинных сооружений, которые индусам безразличны. В итоге картина следующая: грязь, скопления людей, заброшенные храмы и какая-то жесть повсюду. У нас такого не будет — населения не хватит.
Рефлексирующее повествование выходит, уж простите. Но пишу я о Слободском, так что неудивительно. Тут мы плавно подходим к Христорождественскому женскому монастырю. Основан он еще в 17 веке. Колокольня представляет повышенный интерес: идет ее восстановление, при этом в здании располагается пожарная часть. Очевидно, ранее колокольня служила здесь пожарной каланчой.
На территории монастыря уютно, при этом видно, что средств на полное восстановление комплекса не хватает. А жаль. Такие храмы стране нужны. Это не новоделы, а исторически сложившиеся, намоленные места. Основное здание все же отремонтировали и привели в порядок. Но некоторые дома до сих пор в плачевном состоянии.
Зато на территории монастыря мы увидели кота на грядках, который собирался там делать свои дела. Присутствие кота логично. Все же там есть монастырская пекарня, а значит и мыши. Должен же кто-то охранять хлеб.
Почему же там, спросите вы, красиво? Что там такого? Да хотя бы вот, взгляните.
А в самом центре города, напротив 66-метровой колокольни собора Спаса Преображения, стоит Ленин. За ним виднеется здание с символичным названием «Космос». В будущее смотрели люди! «Космос» — бывшие торговые ряды, как в Костроме или Ростове.
Колокольня способна впечатлить масштабами, а также тем, в каком состоянии находится и как к ней относятся местные. Просто посмотрите на это фото. Надеюсь, что большинство слобожан все-таки не одобряют такое.
Теперь покажу с другого ракурса, чтобы вы поняли, о каком масштабе и значимости идет речь.
На колокольню трудно попасть. Это странно. Можно ведь за небольшую плату разрешать людям подняться на нее и посмотреть на город с высоты главной доминанты. Колокольня действующая? Так пожалуйста, во время службы достаточно закрыть и не впускать. Это нормальная практика, и в Мышкине, и в Ростове, и в Ярославле можно подняться и сфотографировать. А вырученные деньги направить на реставрацию.
Нам повезло. 9 мая на входе никого не оказалось. Мы решили забраться наверх и, если нам будут не рады, развернуться. Но люди из администрации, которые были внутри здания в тот момент, дали добро, за что спасибо большое.
Еще один шедевр с центральной площади, который хочу показать.
В Слободском родился Александр Грин — автор «Алых парусов»; отец композитора Петра Чайковского — видный инженер и военный; жил латыш Райнис. Сейчас детей, судя по центральной площади в выходной, очень много. Глядишь, еще кто-нибудь выдающийся появится. Но, скорее всего, выдающийся уедет из города, как сделали это и Грин, и Чайковский, и Райнис...
Набережная вообще странная в Слободском. Что далеко до Вятки — это ладно, наверняка раньше весной сильно разливалась река. Но вот древние заборы, конечно, впечатлили. Почему их не убрать либо привести в порядок?
Беседка в конце набережной тоже интересно стоит.
Напоследок покажу вам старинную водонапорную башню в неоготическом стиле в Слободском. Так сей пост вам запомнится больше.
В общем, Слободской — город непростой. Запомнили еще водонапорную колонку в центре города. Рядом с ней — овраг, в овраге — бесчисленное количество баночек из-под боярышника.
Про инфраструктуру и работу расписывать не буду — я не варился в этом котле. Промышленность в городе есть, едой он себя обеспечивает. Вот только население сокращается, да «одежка» дырявая совсем стала. Немного грустно.
P.S. Для «патриотично» настроенных: я не искал грязь в городе. Но и розовые очки не надевал.
Ставьте лайк, если эта статья не оставила вас равнодушными, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал. Спасибо за внимание!
О заброшенных местах можете почитать здесь:
Усадьба Михалковых, предков режиссера
Останки былого величия. Ярославские элеваторы
Альтернативный Ярославль. Красный Перекоп
Архангельская область. Заброшенные церкви на Вели
Ени-Кале. Турецкие руины в Керчи