А. Лукашенко возложил на премьер-министра Сергея Румаса персональную ответственность за обеспечение экономического роста и экспорта. Неспроста. Это подготовка общественного мнения к операции «назначение козла отпущения за провал 2019 года и V пятилетки в целом.
Само понятие «персональная ответственность» в отношении работы премьер-министра вызывает целый ряд вопросов. Глава правительства по определению отвечает на реализацию экономической политики. Его главная цель – обеспечение быстрого, долгосрочного экономического роста. Т. е. создание таких условий (правовых, финансовых, институциональных, регуляторных, налоговых, таможенных, инфраструктурных), в которых производителей товаров и услуг стало бы больше, они работали лучше, производили больше, качественнее, зарабатывали бы больше денег, увеличивали бы инвестиции, а люди – потребление.
Главного тренера сборной страны по хоккею не назначают, чтобы он только участвовал в соревнования. Так и премьер-министра. Назначили под выполнения конкретного задания. Не прошло и года, как А. Лукашенко решил возложить на него персональную ответственность за достижение темпов экономического роста (4% ВВП в 2019г.) и экспорта (5,4% в 2019г.) Мол, все полномочия у Сергея Румаса есть – дерзайте.
По факту ни одно сколь-нибудь важное решение/дело премьер-министр Беларуси без согласования с президентом, его Администрацией сделать не может. В такой ситуации можно хотя бы делать разумные, научно обоснованные предложения, которые имеют поддержку бизнеса, экономического сообщества, инвесторов и международных организаций. Можно расширять спрос на системные рыночные реформы, на ликвидацию опасных монополистических практик, а также на ликвидацию разрушающих нашу экономику корпоративных и номенклатурных иждивенцев. Можно ставить барьеры за аморальные схемы по распилу и освоению денег налогоплательщиков. Никто премьер-министру этого не запрещает. Но он действует строго в рамках модели Совок/Госплан. В худших традициях сверхцентрализованного номенклатурного междусобойчика. От него трудно было ожидать чего-то другого, ведь практическую всю свою профессиональную карьеру он занимался распределением чужих денег в рамках государственных финансовых организаций.
Премьер-министр вслед за своими предшественниками начал имитировать поведение А. Лукашенко. Ездит по заводам и колхозам, проводить совещания, принимать пустые постановления в стиле «усовершенствовать, упрочить, усилить, углубить, продолжить улучшать». Игнорирует партнёрство с бизнес сообществом, предпочитая посещать форумы ООН, чем авторов Национальной платформы бизнеса. Говорит о необходимости ужесточения платёжной дисциплины, повышения качества инвестиционных проектов, прекращения бюджетного финансирования и господдержки убыточных и тупиковых коммерческих предприятий, но делает всё с точностью до наоборот. Традиционные иждивенцы на шее налогоплательщиков (АПК, деревообработка, целлюлозно-бумажные предприятий, лёгкая промышленность, цемент, стекло, машиностроение) открывали ногой двери в правительство и администрацию президента – и продолжают открывать.
При номенклатурной слепоте Совмина хорошие положения Декрета № 7 спустили в унитаз, как в своё время президентскую Директиву № 4 о развитии предпринимательства. С. Румас не проявляет ни малейшего желания решать ключевые вопросы белорусских производителей товаров и услуг. Нет курса на снижение налоговой нагрузки и издержек по налоговому администрированию, нет даже намёка на сокращение доли государства (~80% сегодня) в активах и ресурсах. Нет адекватных действий по либерализации торговли и получению страной статуса страны с рыночной экономикой. Нет противодействия лженаучной, разрушительной практике административного регулирования цен. Нет решительных действий по защите социального, инклюзивного предпринимательства в лице ИП перед «серыми», сомнительными схемами «тюбетеек» и «табакерок». Иными словами премьер-министр Сергей Румас даже на уровне проектов, концепций не озвучивает те меры экономической политики, которые могут обеспечить рост экономики до $100 млрд. в 2025 году. Очковтирательство, имитация бурной деятельности, отчёты в стиле «мы делали, делали, но пока не доделали», режим итальянской забастовки – вот что мы видим в исполнении Совмина под руководством С. Румаса.
Вводить режим персональной ответственности премьер-министра за темпы экономического роста и экспорта – это бессмысленное решение. Ведь Сергей Николаевич не вкладывал свои деньги/активы в белорусские ОАО, не имеет субсидиарной ответственности в отношении государственных программ, которые он вместе с товарищами по Совмину утверждал. После такого распоряжения президента он уж точно лучше работать не станет. Для него трансформировать Госплан в модель свободного рынка – это слишком сложная теоретическая и практическая задача. Не по Хуану сомбреро. Отставка Румаса предрешена. Бесславное, бессмысленное премьерство. Желаю Сергею Николаевичу семейного благополучия и самореализации вдали от денег и активов налогоплательщиков. А нам всем остаётся жалеть упущенного времени и выгод, которые бы Беларусь могла получить, если бы С. Румас нашёл в себе смелость, мужество и знания совсем иначе повести себя на посту премьер-министра
Автор Ярослав Романчук
Присоединяйтесь к нашему телеграмм-каналу t.me/belinvest4you