Родители всегда стоят перед выбором - куда же отдать ребёнка: в творчество или в спорт. При этом каждый родитель сознательно или подсознательно думает об одном и том же, в детстве ребёнку нужно дать то, что в будущем сделает его успешным человеком. Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и успешны, не правда ли?
Я в детстве занимался и музыкой, и футболом, и баскетболом. Сейчас я сам уже 8 лет как папа, и уже 11 лет занимаюсь организацией фестивалей детского творчества по всему миру. Я видел десятки тысяч детей и общался с сотнями педагогов и родителей.
Итак, что может дать спорт для формирования успешной личности? Несколько ответов лежит на поверхности: конечно же, хорошее физическое состояние тела и дисциплинированность. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно понять, что профессиональный спорт очень часто калечит, дети и подростки получают травмы, которые потом напоминают о себе всю жизнь. По статистике 25% школьных травм дети получают на уроках физкультуры, в профессиональном спорте нагрузки выше, а травмы серьёзнее.
Целеустремлённость - действительно воспитывается в спортивных секциях. Но ты можешь сколько угодно целиться на победу на соревнованиях, на какие-то сверхдостижения, типа пробежать стометровку быстрее 10 секунд, но травма может за одно падение поставить крест на твоей карьере спортсмена и перечеркнуть труд длинной в 10 лет. А, что делать, если ты всё своё время посвящал спорту и ничего кроме него не умеешь?
Я занимаюсь большим теннисом (просто для себя) и у меня есть тренер, хороший парень, лет 25. В своё время он был чемпионом Санкт-Петербурга, призёром чемпионата России, и у него были очень и очень хорошие перспективы в большом спорте... но травма полученная в 19 лет поставила крест на его карьере профессионального спортсмена. Он по-прежнему неплохо играет, но его удел сейчас - это только тренировки таких же любителей как я. При этом конкуренция среди тренеров довольно высока, ведь таких как он не мало и большинство этих людей не способны заниматься чем-то ещё кроме тенниса. И это не единичный пример, их масса в любом виде спорта.
Дисциплинированность как важное качество личности, вообще вызывает у меня большие сомнения. Труд дисциплинированных людей, в наше время активно заменяется работой машин.
Роботы и компьютеры в любом случае гораздо более дисциплинированы чем люди, и они многое, очень многое могут сделать за нас. В первую очередь стремительными темпами умирают рабочие специальности - появляется всё больше автоматизированных линий, и там где в цеху работало по 50 человек, теперь работает двое. Одна моя одноклассница недавно рассказывала мне об огромных сокращениях в банковской сфере. Люди, которые дисциплинировано распечатывают бумажки, ставят печати и раскладывают что-то по папочкам больше не нужны. Всё это теперь автоматизируется. Для перевода денег мы больше не идём в банк и ничего не подписываем, мы просто открываем приложение на телефоне. По данным газеты "Деловой Петербург" на одно вакантное место в Петербурге в банковском секторе претендуют семь соискателей.
Не подумайте, что я против спорта. Спорт в жизни каждого человека должен быть, но я уверен, что помимо спорта высоких достижений должен существовать спорт как рутина. Спорт, как регулярный способ поддержания своего тела в здоровом состоянии, а не спорт как насилие над организмом с целью выжать из него всё что можно и нельзя ради каких-то достижений. И если мы говорим о детях, о том куда их отдавать, то я бы никогда не отдал своего ребенка в спортивную секцию, где из него будут делать чемпиона. Полезный спорт - это ежедневная зарядка, бег по парку, еженедельный бассейн, катание на роликах, йога и так далее. Вот к такому спорту я пытаюсь привить привычку у своей дочери.
Давайте теперь посмотрим на творчество. Что же оно может дать будущему успешному человеку? Ну, во-первых, опыт публичных выступлений. Страх сцены является вторым по популярности страхом, после страха смерти. Так вот у людей, которые всё детство выходили на сцену с песнями, танцами и сценками он значительно ниже. А как ни крути, успешному взрослому человеку нужно уметь спокойно выйти перед людьми и сказать речь, и не важно станет ваш ребёнок предпринимателем или политиком, будет ли работать директором по маркетингу или руководить фабрикой.
Идём дальше - за счёт творческих занятий ребёнок безусловно расширяет свой кругозор: он учится лучше понимать и чувствовать музыку, цвет, узнает что такое костюм, начинает лучше чувствовать и понимать язык тела, который актуален для артиста любого жанра. Он участвует в концертах, конкурсах и фестивалях, где смотрит на выступления других детей, у него появляется художественная насмотренность. Через изучение народного творчества появляется понимание своих корней, развивается патриотизм и любовь к Родине. Безусловно, 99% детей, занимающихся творчеством, не станут артистами, но именно они потом будут заполнять залы театров и филармоний, ведь они умеют чувствовать и понимать искусство. Вы бы хотели, чтобы ваш ребёнок любил ходить на спектакли, балеты и концерты? Я бы хотел! Ведь это как минимум повышает качество жизни.
Социализация и коммуникабельность - навыки, которые также отлично развиты у детей, занимающихся творчеством. Ансамбль или студия - это ещё один круг общения вашего ребёнка, причём круг общения с интересными творческими детьми и взрослыми. Этот круг общения значительно расширяется при поездках в творческие лагеря, на конкурсы и фестивали. И я вижу как на наших мероприятиях дети из разных городов знакомятся друг с другом, добавляются в друзья в соцсетях, устраивают совместные концерты и целые гастрольные туры. Многие из этих детских знакомств сохранятся на взрослую жизнь. Я в свои 38 лет продолжаю дружить и со своими ребятами из оркестра, и из “соседнего” хореографического ансамбля, и из хора.
Нельзя не сказать и о развитии мозга через творчество. Тут я могу отправить всех желающих понять как это работает к лекциям Заслуженного деятеля науки РФ Татьяны Черниговской. Интересно, что один из её трудов так и называется “Творчество как предназначение мозга”. Татьяна является, пожалуй, самым известным учёным в России изучающим (простите за тавтологию!) мозг и она очень много говорит о том, как важно развивать мозг с помощью творчества и искусства. Важно понимать, что мозг человека тем и отличается от машины, что способен на творчество.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок через 10-20 лет выдерживал конкуренцию с компьютером на рынке труда - нужно развивать именно творческие способности.
Кстати, существует специальный термин “креативная экономика”, который Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании определяет как: «Индустрии, исходящие из индивидуального творчества, навыков и талантов и имеющие потенциал к формированию благосостояния и создания рабочих мест через генерирование и использование интеллектуальной собственности». Это огромное поле отраслей связанных с музыкой, танцами, дизайном, архитектурой, рекламой и т.д. Так вот британцы, как и многие европейские страны уже присвоили таким индустриям отдельные коды статистики и посчитали, что креативный сектор растёт гораздо быстрее всей мировой экономики. На данный момент, креативная экономика приносит Соединенному Королевству почти 77 млрд фунтов стерлингов, что составляет около 5% всей экономики страны.
Креативная экономика по мнению группы экспертов Мирового экономического форума в Давосе, также рассматривается как новая модель роста мировой экономики. Это ли не повод задуматься о том, какие способности развивать в своём ребёнке?
Безусловно можно вспомнить о наших великих спортсменах, которые стали богатыми и знаменитыми, и которые прославили нашу страну на весь мир. Но сколько таких "звёзд" в сравнении с теми, кто отдал спорту самую важную для развития часть жизни и остался потом на её обочине?
Отдавать ребёнка в спорт или в творчество выбор за вами. Я свой выбор уже сделал, но готов подискутировать с вами в комментариях!
С уважением к спорту и творчеству,
Григорий Соловьёв