Найти тему
Изнанка

Об интернет-комиксах и комиксистах

Я автор комикса Cynic Mansion, широко известного в узких кругах, а если конкретно на платформах Пикабу и Джойреактор.

По образованию — инженер, работаю сисадмином, это мой основной доход. Десять лет назад, когда я еще не думал начинать рисовать комиксы, я читал очень много западных веб-проектов, типа всем известных «Цианида и Счастья» и «xkcd». На этой волне мы начали перекидываться своими комиксами с моим другом, Магарычем, и в какой-то момент показали их другому нашему другу, Бретону. Он предложил интереса ради сделать нам сайт и, 1 февраля 2009 года, комикс официально родился. Я все больше втягивался и сейчас комикс уже далеко не просто развлечение на пару вечеров для меня.

На момент моего прихода на Пикабу я сидел на Авторском комиксе, обновлял сайт, вёл паблик, не особо куда-либо рвался, шла весна 2016-го года. В целом, некоторую известность уже имел. В какой-то момент ко мне обращается некий молодой человек и говорит, что готов вложить в проект деньги и раскрутить, я, естественно, заинтересовался. Он заговорил о раскрутке на Пикабу, мол, твои комиксы там хорошо набирали рейтинга. Я тогда не знал о том, как Пикабу работает, поэтому предложил ему показать, как он собирается раскручивать комикс. В итоге он выложил пару очень убогих заминусованных постов, а следом предложил изменить рисовку комикса и делать более жизненные темы. Тут я понял, что это какая-то ебанина и срочно побежал поститься самостоятельно на Пикабу, пока он не запорол мою едва сформировавшуюся репутацию. А там уже, как оказалось, меня ждали, и дело резко пошло в гору. Молодой человек, естественно, был отправлен восвояси.

За то время, что я рисую комиксы, я очень сильно вырос как создатель контента. Пришлось поработать в стольких параллельных направлениях — и видеомонтаж, и музыка, и анимация, стримы, интерактивные загадки — страшно вспомнить. Ну и, конечно, большая часть опыта — это люди, куча офигенных людей, с которыми я познакомился благодаря комиксу. Наверное, это самое важное.

Моя аудитория — это 85 процентов мужчины 20-25 лет, если верить всем статистикам, что я подбивал на разных ресурсах. Я бы сказал, что я не настолько популярен, чтобы начали появляться минусы. Сейчас у меня уютное теплое ламповое коммьюнити, без треша и перекосов.

Если раньше это был просто рисование смешных картинок, на текущем этапе комикс имеет четкий посыл: идея и сюжет важнее рисовки.

Основная мысль: не важно, если ты не умеешь рисовать, важно уметь рисовать настолько, чтобы передать сюжет.

Пришел я к этому после долги наблюдений за другими комиксами, где вторичные сюжеты были запакованы в красивую обертку. Комиксы — это рисованная история. Если убрать «рисованная» история все еще останется, а если «историю», то останется только рисунок. Рисунок — это не комикс.

Говоря о перспективах, с учетом того, что многие проекты типа анимационного шоу подзарубились слабой монетизацией, я в глубоких раздумьях. В издании на бумаге тоже не вижу глубоких перспектив — мой комикс не та вещь, которую хотелось бы ради красоты перечитывать, как артбуки, например. В общем, пока я в хиатусе и первоочередный план — из него выйти.

Я часто слышу, что, мол, «я бы такие комиксы по пять штук в день рисовал бы». С чем я бы мог согласиться. Но в среднем, чтобы придумать один комикс, мне нужно от часу до двух. То есть я ложусь на диван и целенаправленно думаю практически два часа, чтобы придумать одну идею. А рисовать-то не сложно, это да.


Комиксы не издавал, но с многими авторами по этому поводу общался. Тут встает вопрос рынка: с учетом того, что у нас известны только совсем крупные авторы и западные бренды,
серьезным игрокам заниматься печатью отечественных комиксов не интересно.

Но свято место пусто не бывает, и эту нишу пытаются занять зачастую люди инициативные и с искоркой, но в бизнес-плане неподкованные. Поэтому возникают истории об издательствах, собирающих «под крыло» десятки и десятки комиксов, даже подписывающих контракты с ними, обещают издать, но в итоге эта толпа народа годами ждет и верит, что их напечатают, хотя очевидно, что маленькое издательство не в состоянии обеспечить такие объемы.

По факту, есть два способа издаться маленькому автору в России. 1. Рисовать комиксы про жизуху в хорошей рисовке — тогда вас с руками заберут, потому как это стопроцентно успешный, к сожалению, проект. 2. Дружить с ответственным лицом в издательстве и очень хотеть напечататься.

У меня личная вендетта с жизушными комиксами, ибо ты сидишь и пытаешься придумать какой-то сюжет, которого еще не было, а потом в комментариях приходят и говорят «Ага! Это было на 375 странице романа Бжека Пшишкевича «Как я нашел косарь на улице в 2 августа 1923 года»! Боян!». В соседней ветке постят очередное «Пока я не выпью кофе, я не проснусь» — и люди в восторге. Объективно я понимаю, что темы близкие к быту человека всегда будут актуальны, но субъективно принять это не могу.

Могу сказать, что за длинным рублем в комиксы идти не стоит. Ради публики — стоит. Вероятность, что комикс выстрелит, не будучи комиксом про жизуху или порнуху, очень мала, и по большому счету нужно будет натурально работать по всем направлениям: и пиариться, и взаимодействовать с коммьюнити, и быть самому себе издательством. А вот преданные читатели всегда найдутся, если комикс, конечно, будет хорош. Вот ради них и стоит рисовать комикс.