Найти тему
Русь Триединая

ЧУГУЕВ КРЕПОСТЬ ЮГА РОССИИ -3ЧАСТЬ

Чугуевский полк возник иначе, чем Харьковский. Крепость была населена стрельцами и служивыми людьми Белгородского воеводства. В 1638 году в Чугуеве появилась большая группа украинских казаков во главе с гетьманом Яковом Остряницею. Пребывание их было недолгим. В 1641 году, вследствие внутренних раздоров, гетьман был убит, а большая часть переселенцев покинула Чугуев. Тогда Михаил Федорович повелел «черкасские дворы в Чугуевском остроге со всякими пожитками» отдать стрельцам, которые пожелают поселиться там «навечно». В 1642 г. на "вечное житье" в г. Чугуев были переведены 200 московских стрельцов. Таким образом, Чугуев возник и развивался как русский город. 

-2

В отличие от слободских казаков, чугуевцы прямо подчинялись Белгородскому воеводе и числились в составе Белгородского полка. Чугуевский полк был участником всех войн и военных походов России 17-20 веков. В 1658 году чугуевские казаки участвуют в походе русского войска под Смоленск. В 1698 году Петр I, приказав упразднить все поместные войска, сделал исключение для чугуевских казаков, к которым были присоединены поселенные здесь же крещеные калмыки.

«Приходили под Чугуев с ногайской стороны из-за реки Донца татары... И под городом, государь, с твоими московскими стрельцами и со всякими чугуевскими служилыми людьми был бой. И Божьей милостью и твоим государским счастьем татар от города отбили, слободы жечь не дали и многих татар побили и переранили...» — рапортовал в Москву Чугуевский воевода князь Голицын в 1641 году.

В 1700 году во время войны со шведами в «Журнале Петра Великого» находим следующую запись:

«Чугуевские казаки и калмыки своими набегами от Печерска Монастыря в Ливонии много вредили неприятелю».

Во время вторжения Карла XII на Украину, казаки исправно выполняли свой долг. Они висели на тылах шведов, ежедневно угоняли коней, убивая фуражиров и держа солдат в непрерывном напряжении. Переход Мазепы в шведский лагерь не повлиял на решимость слободских казаков противостоять нашествию. В бумагах петровского писаря Крекшина имеется запись, что казаки Чугуева составили «партию» в 250 человек и, атакованные 27 апреля 1709 года запорожцами-мазепинцами, одержали полную победу, изрубили до полутораста изменников и взяли в плен 29 человек. Тут уже начинает просматриваться их боевая подготовка.

-3

В 1736—1739 — поход к Перекопу, битвы с турками у Очакова и Хотина. Фельдмаршал дал Чугуевцам похвальную аттестацию. В 1740 году отставным казакам назначили пенсию. Это был еще один шаг к превращению чугуевцев в первую и единственную тогда в России регулярную казачью часть.

По оценкам многих дореволюционных и советских историков это был лучший казачий полк в России XVII века. У них была отработанная тактика, которую они с успехом применили и в семилетней войне с Пруссией.

В июне 1757 года произошло крупное сражение у селения Гросс-Егерсдорф. Казаки, атаковав тяжелую прусскую кавалерию, внезапно повернули назад. Прусские кирасиры устремились в погоню. Толпа казаков мчалась на свои пехотные шеренги, они расступились, по прусскому эскадрону был дан залп из пушек. После чего пехота опять сомкнулась, наша кавалерия повернулась и перерубила всех до единого. Так казаки применили свой обычный прием: ложным отступлением навели противника на 15 готовых к бою батальонов пехоты и 44 орудия.

Чугуевцы выгодно отличались от других казачьих частей своей дисциплиной. На запрос командующего местные жители отвечали «по деревням никакой обиды и разорения не причиняют, чем они довольны и сию справедливость им отдают».

Потемкин личный конвой набрал из чугуевцев, «а 60 лучших видом и ростом составили конвойную команду при дворе Ее Императорского Величества». Они получили название «Придворная Чугуевская казачья команда» и стали родоначальниками элитной воинской части просуществовавшей до 1917 года.

Чугуевский полк едва успевали перебрасывать в различные горячие точки, после подавления восстания в Польше полк участвовал в разгроме Пугачевского мятежа. Выдающимся событием русской истории было взятие Суворовым Измаила, который турки считали неприступной. При штурме отличились и были представлены к наградам многие воины полка, хотя и погибло более ста человек.

В послужных списках офицеров привлекает внимание военная судьба корнета Георгия Гаджи: «21 июля 1789 года при Фокшанах получил два ранения саблей в голову; 11 сентября при Рымнике был ранен пулей в правую ногу при взятии белого турецкого знамени; 11 декабря 1790 года под Измаилом был ранен пулей в левый бок; летом 1791 года в сражении под Мачиным получил ранение правой руки». Этот смелый офицер погиб, сражаясь с турками в следующей войне.

В начале ХIХ века Чугуевский полк был переименован в уланский (прообраз пограничных войск, прим.ред.), и в 1811 году он сыграл самую важную роль в сражении под Рущуком, которое вошло в учебники как пример победы не числом, а уменьем. Русской армией командовал Михаил Кутузов, но турки обладали многократным численным перевесом шестьдесят тысяч против пятнадцати. Во время боя турецкая армия прорвала оборону на левом фланге, оказавшись в тылу наших войск. Положение складывалось критическое.

Пять чугуевских эскадронов, стоявших в середине позиции, заметив опасность, заехали поэскадронно налево и уступами понеслись на врагов. Неприятель пошатнулся. Чугуевцы отняли свои пушки, бунчук и 20 знамен, а затем с присоединившимися пятью другими эскадронами и конницей окончательно «втоптали турок в лагерь».

В войне с Наполеоном Чугуевские уланы неоднократно отличались решительными действиями. В одном из сражений чугуевцы пленили 200 французских кавалеристов о потерях противника свидетельствует тот факт, что трофеями было захвачено 500 лошадей. В марте 1814 года с боем они первые вошли в Париж. После небольшой передышки, поход в Иран и особо почетное поручение — перевозка контрибуции в 20 миллионов рублей. В следующую войну на Кавказе, в компании чугуевских улан оказался Александр Пушкин. Поэт оказался свидетелем боевых столкновений. Остались воспоминания Чугуевского офицера, который подружился с Пушкиным, Юзефовича:

«...Носил он щегольской черный сюртук, с блестящим цилиндром на голове, а потому солдаты, не зная, кто он такой, и видя его постоянно при Нижегородском драгунском полку принимали его за полкового священника и звали драгунским батюшкой».

В Чугуеве существовал поэтический кружок, членом которого был Р. И. Дорохов, известный офицер, кутила, за буйство неоднократно разжалованный в рядовые, давний приятель Пушкина, впоследствии близкий друг Лермонтова. Прототип образа Долохова в «Войне и мире» Л. Н. Толстого. В Чугуев поступали почти все русские журналы, отсюда распространялись в Харьковский университет «зловредные» революционные сочинения.

В крымскую войну кавалерия никак себя не проявила, только Чугуевским уланам «повезло»: когда англичане пытались высадить десант в Одессе, уланы отбили атаку и захватили севший на мель вражеский пароход «Тигр».

Но, пожалуй, самый впечатляющий боевой эпизод в истории Чугуевского полка произошел в Русско-турецкую войну за освобождение Болгарии в 1877 году. Здесь наиболее ярко проявились боевые качества улан, их личная подготовка. Сторожевая цепь улан подверглась нападению двух сотен черкес (кавказских мусульман, переселившихся в Турцию). По тревоге был поднят весь полк. Когда он подоспел на выручку к месту схватки, все было уже кончено.

Неприятель оставил на поле боя 80 трупов, был обращен в бегство. Чугуевцы потеряли всего двух человек. Похоронив с почестями товарищей, уланы стали подбирать вражеские трупы. Тут обнаружился поразительный факт: ни на одном из них не оказалось огнестрельного ранения. Все противники были истреблены исключительно холодным оружием! Император Александр II на смотре вызвал командира эскадрона и расспрашивал о подробностях этого лихого дела.

Перестрелки с черкесами были повседневностью. Был и такой эпизод: черкесы отрезали от разъезда троих уланов. Один из них спасся благодаря резвости коня. За рядовым Никитенко погнались сразу десять черкесов. Увидев, что от погони не уйти, он спешился и, прислонившись к стене дома, стал отстреливаться. Трое нападавших были убиты, но силы были не равны, остальные, по словам очевидца болгарина, изрубили русского воина в куски. Третий улан — рядовой Сульков — был спасен от подобной участи болгарским крестьянином. Спрятав солдата в солому, болгарин направил гнавшихся за ним черкесов по ложному пути. Переждав опасность, Сульков вернулся в полк.

Действия чугуевцев были отмечены генерал-майором Татищевым: «Находившиеся в моем подчинении эскадроны 11-го уланского Чугуевского Ее высочества полка несли службу с полным знанием дела и относились к ней с любовью и охотой. Все офицеры, а также нижние чины отмечались, кроме знания своего дела, усердием и полным хладнокровием, когда приходилось быть им под неприятельскими выстрелами. Посылаемые же с разъездами офицеры для собрания сведений о противнике всегда при встрече с ним отличались лихостью и молодечеством присущим свойствами хорошего кавалерийского офицера».

«Где Чугуевцы держали сторожу, вспоминал командир пока Александр Рейссиг, — там отряд отдыхал спокойно, с полной уверенностью, что его не потревожат турки». Уланы в начале ХIХ века произвели настоящий фурор, представители золотой дворянской молодежи осаждали с просьбами зачислиться в полк. Уланский мундир — предмет вожделений тогдашних военных франтов. Знаками офицерского чина служили золотые эполеты, лядунка с серебряной крышкой на перевязи, обшитой серебряным галуном, шарф с кистями, темляк из серебряных нитей. Все это действительно делали из чистого золота и серебра. Заменять золото на эполетах бронзой или медью, серебро в шарфах и темляках белесой тканью разрешили лишь в 1812 году. До этого гардероб уланского офицера стоил очень дорого и требовал суммы, чуть ли не вдвое большей, чем все его годовое жалованье (в 1803 году у корнета — 200 руб., у поручика — 237, у ротмистра — 340).

Семен Авербух
Сергей Моисеев

Газета Тайны Века 2002 г

Читать всю статью: http://russtriedin.ru/temy/13-slobozhanskij-pereplet/390-chuguev-krepost-yuga-rossii-2