Найти тему
Анна Ульман

Художник - реставратор Мария Яковлева.

Представляю интервью с замечательной художницей и реставратором Марией Яковлевой. С Марией знаем друг друга давно, учились вместе в училище в городе Суздале. Я постаралась подобрать такие вопросы, которые могли бы наиболее полно раскрыть нам её личность. О реставрации и творчестве, о влиянии академической школы, о вдохновении, а главное, о том как она совмещает семью и творчество, о путешествиях, о техниках рисования и о многом другом.

Мария Яковлева - художник, реставратор живописи, закончила в городе Суздале художественно -реставрационное училище, затем  Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина.

Из архива Марии Яковлевой.
Из архива Марии Яковлевой.

Хобби Фани. Маш, расскажи , кто твои родители?

Мария Яковлева. Я родилась в семье художников. Родители вместе учились в архитектурном институте в Новосибирске. Мама работала архитектором, отец всю жизнь рисовал, творил - живопись, графика, фотография. Потом стал священником, служит и по сей день. Моя старшая сестра - художник-иконописец.

Мария с сестрой Тамарой. Из архива М. Яковлевой.
Мария с сестрой Тамарой. Из архива М. Яковлевой.

Х.Ф. Маша, получается у тебя вся семья творческая. Что тебе запомнилось из детства?

Мария Яковлева. Мои детские воспоминания связаны с папиной мастерской, помню, запах мастерской, масляных красок, куча цветных карандашей и красок в красивых баночках и коробочках, ряды заманчивых книг на полках, печатный станок с огромным колесом, которое нельзя крутить.

Из архива Марии Яковлевой.
Из архива Марии Яковлевой.

Самые первые воспоминания жизни связаны с деревней. Это наш дом в Балмышево, деревенские звуки и вещи, запах травы и цветов. К сожалению,  мало помню детство, уж не знаю, почему. Хотелось бы помнить больше…

Х.Ф. А когда начала рисовать?

Мария Яковлева.  Начала рисовать рано, наверное лет с 3 или 4, может даже  раньше. Сколько себя помню, всегда рисовала. В детстве мне все равно было, чем рисовать, сложно что-то выделить.

М. Яковлева. Муранский полдень. Смешанная техника, 18 х 24 см.
М. Яковлева. Муранский полдень. Смешанная техника, 18 х 24 см.

Х.Ф. Ну, хорошо, а какие любимые краски были? Как менялись предпочтения?

Мария Яковлева. Рисовала акварелью, гуашью, фломастеры были и карандаши.

Х.Ф. Маша, а ты ходила в художественную школу?

Мария Яковлева. Да,  была художественная школа, где я не понимала скульптуры. Помню, мучительную лепку огурцов из грязно-серого пластилина, именно в школе полюбила рисовать тушью и пером. Из живописных материалов была акварель, писали довольно скучные натюрморты.

Х.Ф. Родители повлияли на выбор профессии?

Мария Яковлева. Конечно повлияли! В период подросткового бунта, я даже хотела стать врачом, чтобы проявить самостоятельность. Но меня тогда убедили, что с моими "успехами" по точным наукам мне лучше даже не пробовать. В итоге я очень счастлива, что выбрала творческую профессию, потому что мне сложно представить свою жизнь без творчества.

Х.Ф. Где училась?

Мария Яковлева. Училась в Суздальском художественно-реставрационном училище на отделении реставрации живописи, и в Академии художеств им. Репина на факультете Истории Искусств. Продолжаю учиться на разных онлайн курсах, как сфере творчества, так и в других областях, благо для этого сейчас масса возможностей.

М. Яковлева Горы в облаках. Картон, масло 35 х 45 см.
М. Яковлева Горы в облаках. Картон, масло 35 х 45 см.

Х.Ф. Что тебе дала академическая школа по жизни?

Мария Яковлева. Многое из того, что умею, дала академическая школа. Ведь, я не знаю, что было бы, если б её не было в моей жизни. Но знаю и замечательных художников, не прошедших академическую школу. Думаю, что нет чёткой схемы, у каждого свой творческий путь. Наверное начинать с классической школы - это естественный и распространённый путь,так легче. Тем более учитывая современные возможности дистанционного обучения, это вообще не проблема.

М. Яковлева. Золотая осень. Пастель, 30 х 40 см.
М. Яковлева. Золотая осень. Пастель, 30 х 40 см.

Х.Ф. Как ты думаешь стоит учиться за границей? Что это даёт человеку? Чего не хватает в нашей системе образования?

Мария Яковлева. Учиться рисовать за границей? Не знаю. Думаю учиться стоит везде, где тебе откликается и есть возможность. Но система нашего академического образования достаточно сильная.

Х.Ф. Что ты сейчас рисуешь?  

  Мария Яковлева. Рисую пейзажи. Творчество для меня, это попытка прочувствовать состояние природы и постараться передать их на холсте.

М. Яковлева Ветреный весенний день. Холст на картоне, масло. Размер 20 х 25 см
М. Яковлева Ветреный весенний день. Холст на картоне, масло. Размер 20 х 25 см

ХФ Маша, что вдохновляет ?

Мария Яковлева. Вдохновляет красота этого мира, конечно же новые места и путешествия, посещение музеев и выставок, хорошие концерты, общение с любимыми и близкими людьми. Меня всегда вдохновляла природа.

ХФ  Ты выпустилась, как художник-реставратор станковой живописи, закончила Академию, как искусствовед, почему решила стать реставратором? Почему не художник или искусствовед ?  

Мария Яковлева. А что, разве надо выбирать? Женщина же не выбирает между ролью матери и дочери, хозяйки и друга, например. Мне больше нравится через дефис:"художник-реставратор". В процессе учёбы на искусствоведческом поняла, что осязаемая работа, которую можно делать своими руками, мне больше по душе. Но кто знает, как сложится жизнь. Раньше мне тоже казалось, что обязательно нужно определиться, но со временем стало ясно, что не всегда получается, и это нормально. Сейчас больше интересует, как совместить все роли и сохранить гармонию. Иногда получается больше, иногда меньше, но в целом это занимательный процесс.

Из архива М. Яковлевой
Из архива М. Яковлевой

ХФ Маша, что уникального в реставрации ?

Мария Яковлева. Мне нравится в реставрации, что делаешь осязаемое, понятное, наблюдаешь, как вещь преображается и некоторым образом к этому причастен сам реставратор. Правда, такие показательные рабочие процессы случаются далеко не часто. Тем дороже результат и радуешься, когда случается делать интересные вещи.

ХФ Реставратор ремесленник, или творец ?

Мария Яковлева. Помню, как часто на наших студенческих посиделках обсуждался этот философский вопрос. У меня до сих пор нет однозначного ответа на него. Если мы имеем ввиду, что автор - нечто возвышенное, а ремесленник - наоборот, то мне это восприятие неблизко. Не могут все быть авторами, и реставратор даже чисто с техническим и ремесленным подходом, ничуть не менее ценен. И одно не противоречит другому - реставратор может быть, прекрасным художником, а художник - реставратором.

Из архива М. Яковлевой
Из архива М. Яковлевой

ХФ Как успеваешь быть мамой и художником? Поделись секретом? Сколько времени уделяешь творчеству?

Мария Яковлева. Не знаю, успеваю ли я... Секрет сама хотела бы узнать. Сильно не хватает энергии и часов в сутках. Но тут замкнутый круг-творчество даёт силы для всего остального. Хотя собраться на этюды сложно, и в процессе устаёшь, но если таки собираешься, потом получаешь колоссальный ресурс энергии на всю рабочую неделю. Расписания нет конечно, это роскошь.

Из архива М. Яковлевой
Из архива М. Яковлевой

Рисую в путешествиях и в выходные на даче, иногда делаю зарисовки в кафе, или дома, последнее время стараюсь хотя бы раз в неделю выбираться на организованные наброски в студию, благо в Москве такая возможность есть. Интересно то, что пока я не была мамой, а просто работала каждый день, у меня не находилось времени на творчество, казалось, что я жутко занята и устаю. Таким образом был перерыв несколько лет между окончанием учёбы и появлением ребёнка, я почти не рисовала. Казалось, что реализуюсь в реставрации и нет сил и времени на творчество. В декрете, когда времени стало много меньше, в мою жизнь вернулось творчество. И мне даже жалко того упущенного времени, когда была на самом деле свободна, как ветер, а казалась себе жутко занятой.

Весна в горах. Картон, масло, 35 х 45 см
Весна в горах. Картон, масло, 35 х 45 см

С появлением ребёнка пришлось учиться структурировать личное время и ценить каждую свободную минуту. И что я могу сказать о мамском тайм-менеджменте, у меня ведь всего один ребёнок пока. У моей подруги 6 детей и ни одной няни, и даже она находит время на занятия, которые ей приносят радость. Когда кажется, что трудно, вспоминаю её. Мне кажется, что конкретно я больше успеваю, когда есть возможность не делать постоянно что-то одно, а переключаться периодически. Парадокс, но так я правда больше успеваю и получается лучше, как мне кажется. 

Из архива М. Яковлевой
Из архива М. Яковлевой

Мне трудно вычислить, сколько времени, уделяю творчеству и сколько раз в неделю. В отпуске пишу и рисую каждый день. А могу месяц не рисовать, но это прям грустно. В среднем, если в выходные получается выбраться на этюды, и на неделе поделать наброски и зарисовки, это идеальный вариант для меня. Надеюсь, со временем будет больше времени на творчество или научусь лучше организовывать своё время.

М. Яковлева Конец сезона. Пастель, пастельная бумага, 40 х 50 см. 
М. Яковлева Конец сезона. Пастель, пастельная бумага, 40 х 50 см. 

Мне кажется, что человек при любых обстоятельствах находит время на то, что для него действительно важно и нужно, и что приносит радость. Так что если времени не находится, вопрос в важности дела. У всех одни и те же 24 часа в сутках)

Маша, спасибо тебе за интересный разговор! Удачи в творчестве и по больше свободного времени💖

🙋‍♀️ Дорогие читатели, если вам хочется задать вопрос , пишите! Я обязательно отвечу на ваш вопрос.

✨Хотите познакомиться подробнее с творчеством Марии Яковлевой заходите к ней на страничку в instagram или в контакте.