Почти половина российских семей – 48,2% – не могут приобрести товары длительного пользования, так как денег хватает им только на еду и одежду.
Эти данные сегодня озвучены Росстатом.
«Для поддержания уровня жизни россияне берут больше кредитов», –говорится в сообщении главного статистического ведомства страны.
«Значительные группы населения имеют минимальные потребительские возможности и живут от зарплаты до зарплаты. Стратегия выживания и экономии крайне опасна, потому что не оставляет возможности для развития, вложений в образование, отдых и здоровье», – указывает научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов.
По мнению эксперта, граждане, у которых текущие доходы позволяют иметь нормальное питание и покупать одежду, но приобретение товаров длительного пользования уже вызывает сложности, находятся в зоне потребительского риска.
«Даже небольшой потребительский шок – например, пришел в негодность телевизор, стиральная машина или задержали зарплату – вынуждает людей экономить еще сильнее. Таким семьям приходится экономить на еде или брать кредит», – отмечает Логинов.
Кстати, стоит отметить, что показатели Росстата весьма коррелируются с обзором, подготовленным исследовательским холдингом «Ромир», согласно которому почти четверть наши сограждан – 24% – в настоящее время экономят даже на еде. Причем годом ранее эта доля составляла 17%.
Хотя, стоит признать, что пока это не главный пункт сокращения трат. «Больше, чем на еде, россияне экономили на путешествиях – об этом заявили 29% респондентов. В прошлом году данный показатель составлял 12%», говорится в исследовании холдинга.
Кстати, согласно данным ВЦИОМ, почти половина жителей страны – 44% – признались в том, что нынешние летние отпуска проведут дома. При этом 53% из них заявили, что никуда не поедут именно из-за нехватки денег.
Третье место по масштабам экономии занимают расходы на одежду и обувь: если в 2018 году доля экономящих на них граждан составляла 9%, то по последним итогам – уже 23%.
Кроме того, с 6% до 22% выросла доля граждан, сокративших траты на развлечения, с 6% до 20% – на деликатесы, с 5% до 13% – на алкоголь и сигареты, с 1% до 8% – на косметику…
Но, что самое печальное, в 7 раз (!) – с 1% до 7% – возросла доля соотечественников, экономящих на собственном здоровье и на медицинской помощи.
По мнению президента «Ромира» Андрея Милехина, подобные результаты исследования вполне закономерны.
«Непростая экономическая ситуация в стране приняла затяжной характер. Казалось, что самые тяжелые 2015 и 2016 годы позади и россияне немного расслабились в 2017 году. Однако очередной виток роста цен, подорожание бензина и услуг ЖКХ на фоне практически не меняющихся доходов заставили наших граждан опять затянуть пояса», – отмечает Милехин.