Екатерина Бунеева – доктор педагогических наук, автор учебников по русскому языку и чтению, создатель Домашней онлайн-школы грамотности «Всё правильно» и бабушка внучки-билингва.
Чтобы ребёнок научился понимать текст, нужно сначала поработать с отдельным предложением. Что это значит?
Это значит научить его понимать, о чём в предложении говорится прямо, в явном виде (такая информация называется фактуальной, но это знание для нас, взрослых). А потом показать, что в отдельном предложении может содержаться и другая информация: то, о чём прямо не говорится, но читатель догадывается (подтекстовая).
Задания, о которых дальше пойдёт речь, подходят для детей, уже умеющих читать. Это могут быть и старшие дошкольники, и первоклассники, и дети постарше.
- Учим ребёнка определять, сколько в предложении слов, и задавать к этим словам вопросы. При этом обращаем внимание на то, что вопрос можно задать не к каждому слову. Например, в предложении «У Никиты машинка с управлением» слов 5, а вопросов будет 3, потому что к предлогам "у" и "с" вопрос задать нельзя: эти слова ничего не обозначают, они помогают связать слова в предложении.
Какие это вопросы?
1) У кого машинка с управлением?
2) Что есть у Никиты?
3) Какая машинка у Никиты?
А вот в предложении «Петя остановился у перехода» вопросы можно задать ко всем словам, кроме предлога "у" (Кто остановился у перехода? Что сделал Петя? Где остановился Петя?), и это будут вопросы к фактуальной информации. А ещё можно спросить так: Почему Петя остановился у перехода? Это уже вопрос к подтекстовой информации. Ответа на этот вопрос в предложении нет, но мы можем догадаться и предположить: либо горел красный сигнал светофора, либо, если не было светофора, Петя остановился, потому что по дороге ехали машины.
С помощью этого упражнения мы постепенно учим ребенка понимать, что в предложении есть не только информация, которая сообщается в готовом виде, но и та, что спрятана «между строк», и её тоже нужно уметь вычитывать.
- Учим обращать внимание на порядок слов и ставить логическое ударение. Например, даём предложение, где явно нарушен порядок слов (Альбомы достали дети и карандаши.) и предлагаем исправить его: поменять слова местами так, чтобы смысл предложения стал понятен. А затем просим ребёнка прочитать предложение несколько раз, выделяя голосом каждый раз другое слово (учим ставить логическое ударение). Например: Дети достали альбомы и карандаши. Если выделяем голосом слово дети, это будет ответ на какой вопрос? (Кто достал альбомы и карандаши?). Дети досталиальбомы и карандаши. А это ответ на какой вопрос? (Что сделали дети?)и т.д.
Вы заметили, что, занимаясь порядком слов и логическим ударением, мы по сути продолжаем учить задавать вопросы к предложению, но не напрямую, а через ответы.
- Учим видеть в предложении слова, лишние по смыслу. Чтобы ребенок нашёл в предложении лишнее слово, он должен вдуматься в смысл предложения и понять его. Например, в предложении "Прилетели птицы и очень начали вить гнёзда", лишнее слово очень. Почему?
Здесь поможет умение задавать вопросы к словам. Вопрос начали (как?) очень не имеет смысла: здесь явно нужно другое слово (сразу, скоро…), но его нет, значит, слово очень, лишнее, его нужно убрать.
- Проверяем, как мы научились читать предложения: выполняем комплексные задания. Такие задания предполагают, что ребёнок сначала составляет «рассыпанное» предложение, исключая лишнее слово, а потом задаёт вопросы ко всем самостоятельным словам. Например, даны слова: на, сильный, был, море, шторм, корабль. Надо составить предложение, исключив лишнее слово: На море был сильный шторм. Затем определить, к каким словам можно задать вопрос. Таких слов 4 (все, кроме предлога на).
Получается 4 вопроса:
Читайте далее на Vikids.ru: