Мамы и папы! Вы можете контролировать процесс подготовки к экзамену, даже если сами плохо помните или знаете литературу!
Уважаемые родители! 11 июня девятиклассники сдают по выбору экзамен по литературе. Даже если вы совершенно далеки от русской литературы и от чтения вообще (так сложилась жизнь, бывает), вы можете хоть в какой-то степени помочь своему ребёнку систематизировать знания перед экзаменом и заодно проконтролировать любимое чадо.
Как проверить, все ли тексты ли ребёнок прочитал для успешной сдачи экзамена по литературе?
Есть официальный список художественных произведений, которые должны быть прочитаны и проанализированы девятиклассниками. Список этот есть в таблице "Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена". Таблица напечатана в "Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе".
С этим документом можно познакомиться на официальном сайте ФИПИ (это "Федеральный институт педагогических измерений").
Список литературы также обычно печатается в начале сборников для подготовки к ОГЭ по литературе. Если вдруг у Вас под рукой нет такого списка, вот он, пожалуйста:
Из древнерусской литературы
- «Слово о полку Игореве»
- Три произведения разных жанров по выбору
Из русской литературы XVIII в.
- М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»*
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
- Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»*
- Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Из русской литературы первой половины XIX в.
- И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*, «Квартет»*, «Осел и Соловей»*
- В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
- А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
- А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…»*, «Вакхическая песня»*
- А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»*. Роман «Евгений Онегин». «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка»
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел»*
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
- Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
Из русской литературы второй половины XIX в.
- А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
- И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Еще шумел веселый день…»*, «Чародейкою- зимою…»*
А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…»*, «Еще весны душистой нега…»*, «На заре ты ее не буди…»*
- Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
- Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
- Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору. Рассказ «После бала»*
- А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.1
- И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
- А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*
- В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
- С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*, М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
- А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)
- В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
- А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
Проза второй половины XX в.
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин,
А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)
Поэзия второй половины XX в.
И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко,
Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)
Как нужно работать с этим списком, когда до экзамена осталось совсем немного времени?
Распечатываете список, даёте ребёнку два маркера: зелёный и жёлтый. И говорите: "Зелёным маркером выдели названия произведений, которые ты читал, понял, хорошо помнишь. Жёлтым маркером выдели названия произведений, которые ты читал, но не понял или плохо помнишь содержание. Названия непрочитанных произведений оставить незакрашенными". Причём надо сразу пояснить ребёнку, что это нужно сделать честно, не для галочки, а для дела.
Далее в первую очередь обращаете внимание на "белые" названия - срочно заставляете ребёнка прочитать тексты. Устанавливаете сроки, например, 2-3 дня (с учётом подготовки к другим экзаменам). Через контрольное время просите ребёнка пересказать содержание прочитанных книг.
После этого аналогично работаете с "жёлтыми" названиями.
Итак, вы сами осуществляете только контроль, но такая работа помогает и вам, и вашему ребёнку систематизировать наработанное к экзамену и ничего не упустить.