На Сахалине есть поселок, которого уже 24 года нет, но который «живее всех живых». Это Нефтегорск. В 01:04 28 мая 1995 года случился подземный толчок, в минуту уничтоживший населенный пункт и большинство его жителей.
Сейчас от него осталось, по сути дела, три кладбища – старое, новое, и надгробные памятники домам. Один сплошной погост, вечная память и скорбь для тех, кто выжил, и для тех, кто в этой земле оставил всех самых родных, любимых, близких.
Каждый год к Нефтегорску тянется вереница высокопроходимых машин и вахтовок. Дорога к мертвому Нефтегорску неважная. На несколько часов люди едут к месту трагедии, преодолевая 86 километров от Охи и потом столько же - обратно. У некоторых это марафон по кладбищам. «У меня муж в Охе похоронен, сын – на новом кладбище, еще родственники в Тунгоре», - жаловалась пожилая женщина, которая металась из одного конца поселка в другой. «Почему так получалось? Хоронить не успевали тогда. У кого родственники забирали, те сами хоронили. А кого не забирали? А кого не сразу опознали? А кто уже в больнице умер? Тогда не до разбирательств было», - объясняет очевидец тех событий, чудом не погибший только потому, что в эту ночь ушел ночевать на дачу.
В Нефтегорске, по официальным данным, до землетрясения проживало 3197 человек. Толчок в 7,9 баллов по шкале Рихтера за 17 секунд превратил в руины 17 многоквартирных домов. 2040 человек погибли.
Подслушанная история: «Меня вытащили на третий день только. Я пошла в ванну мыться, и там и застало землетрясение. Очнулась под ванной. Лежу придавленная и чувствую, что расстояние между лицом и ванной сокращается. Потом ведь еще толчки были, нас трясло. С ванны эмаль откалывалась и на меня падала. В Нефтегорск приехал сын, он пытался меня достать, пытался эти плиты сдвинуть. Всю спину сорвал, у него на позвоночнике три грыжи образовались.
Спасатели меня тоже услышали, нашли. Говорят – мы вас пока достать не можем, здесь техника нужна, надо технику дождаться. А я чувствую, как на меня эта ванна надвигается, придавливает, поняла, что не дождусь и заплакала. Спасатели услышали, и стали кричать – это ребенок плачет. Сын говорит: это моя мама плачет. Они – ему: Какая мама? Это ребенок. И стали долбить эти панели, один кусок на меня уронили, извинились. А у меня какие претензии? Лишь бы достали. Вот так меня и вытащили на третий день, приняли за ребенка», - рассказывала пенсионерка попутчицам. На нее смотрели как на чудо, ведь в Нефтегорске спаслись очень немногие. Как рассказывают, повезло жителям верхних этажей. Они оказались в верхней части руин и некоторые смогли выбраться сами, а других извлекли приехавшие на место катастрофы спасатели и те, кто оказался поблизости.
У кладбищ Нефтегорска одна общая черта. У последних упокоившихся на них одна последняя дата – 28.05.1995. И самое жуткое – смотреть на эти семейные склепы – папа, мама, бабушка, пара деток. Такие общие могилы правило, а не исключение. Но еще безысходнее – это могилы неопознанных. Неопознанных женщин, мужчин, мальчиков и девочек.
Дело в том, что два дома при обрушении загорелись. В Нефтегорске было газоснабжение, и одной искры было достаточно, чтобы превратить руины в крематорий. Потушив и разобрав завалы, там нашли только прах. Так и хоронили. На новом кладбище есть памятник, на нем так и написано – Прах погибших дом №10 подъезд №3. Война оставляет могилы Неизвестных солдат, землетрясение - неопознанных людей.
В Нефтегорске отмечены места, где когда-то стояли дома. Часть строительных конструкций вывезли, а часть захоронили тут же, на месте в огромных котлованах. К этим могилам тоже приходят выжившие. Почти у каждого такого обелиска есть небольшие таблички с именами и фамилиями людей, которые погибли под завалами.
С каждым годом заросли ольхи и лиственница наступают на место бывшего поселка. Природа не терпит пустоты, и вскоре на этом месте о былом Нефтегорске – зажиточном, благоустроенном и благополучном – будут напоминать только могилы.
Как выглядел поселок, можно увидеть на мемориале. Там есть две фотографии еще живого Нефтегорска и две – разрушенного. Кроме того, на плитах – имена всех, кто в нем проживал.
В 1995-м наша семья жила в посёлке Мгачи Александровск-Сахалинского района. До Нефтегорска далековато, но и нас тряхнуло изрядно: дочь упала с кровати, кошки и собака завыли, метались. К счастью, раненых и погибших не было.
Все меньше становится людей – очевидцев трагедии. Даже самый маленький нефтегорец уже давно взрослый человек. Те, кто пережил трагедию 28 мая 1995 года взрослыми, уже старики. Все меньше людей приезжает в этот день в поселок-кладбище. Но если власти будут поддерживать в нормальном состоянии дорогу, приезжать еще долго будут.
Дорогие читатели! Мне очень приятно, что вы заходите на мой канал. Если вам понравились мои статьи, можно поставить лайк - в Дзене он выглядит как "палец вверх". И не стесняйтесь комментировать! Наша островная жизнь богатая и разнообразная, здесь всегда есть что обсудить. И, конечно же, я буду рада новым подписчикам "Острова и островитян".
С сахалинским приветом!