Что перевозят автоцистернами?
Перевозка наливных грузов автоцистернами подразумевает транспортировку любых жидких веществ
без упаковки в тару.
Такие грузы могут быть:
- пищевыми (молоко, подсолнечное масло, патока, шоколад, вино);
- химическими (глицерин, кислота, сжиженный газ);
- нефтепродуктами.
Виды автоцистерн
В зависимости от объёма перевозимой массы для перевозки жидких грузов могут использоваться
автоцистерны:
- массой 4,5-6 т;
- емкостью от 20 до 40 тыс. л;
- длиной от 13,7 до 16, 1 м;
- с 1-6 отсеками (в них может быть один груз или разные).
В зависимости от типа груза автоцистерны бывают:
Без температурного режима — подходит, если груз не требует строго соблюдения температур
(например, масло, различные сиропы).
Изотермы — необходимы для транспортировки быстро портящегося груза, в основном пищевой
продукции, чаще молочной и кисломолочной. Главная особенность изотермы — предохранение
жидкости от нагрева. Изотермы не охлаждают груз, они действуют по типу термоса. За сутки
температура не превышается более, чем на 3 градуса.
Изотермическая с паровой рубашкой. Некоторые грузы при охлаждении густеют, что исключает их
возможность слива с цистерны. Чтобы этого не произошло в стенках бака, есть контур, в который
подаётся горячий пар. В холодное время года это даёт возможность немного подогревать жидкость,
чтобы поддерживать нужную консистенцию.
С автономным подогревом ‒ более дорогостоящая перевозка, подразумевает наличие встроенного
оборудования, которое поддерживает температуру жидкого груза на заданном уровне на протяжении
всего периода перевозки.
Для перевозки опасных грузов. Их ёмкости позволяют не только транспортировать, но и временно
хранить опасные грузы. Подразделяются цистерны в зависимости от класса опасности груза по шкале
ADR от 1 до 9 уровня.
Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов бывает:
- Для светлых нефтепродуктов — снабжена системами рекуперации и дыхательных клапанов.
- Для темных нефтепродуктов — чтобы жидкость не загустела оборудуется системами подогрева.
Для каждого нефтепродукта используется отдельная машина, например, нельзя перевозить бензин в
той же ёмкости, в которой перевозилась нефть.
Стоит отличать также бензовоз от топливозаправщика. Разница в системах насосного оборудования.
Для перевозки углеродных газов применяется газовоз.
Несущая или рамная конструкция
Рамная конструкция — даёт возможность маневрировать на грунте, песке или торфянике. Края
полуприцепа являются дополнительной защитой ёмкостей. Правда и скорость у такого автомобиля на
трассе будет меньше. При сильном боковом ветре цистерна может расшатываться из стороны в
сторону.
Несущая конструкция позволяет автомобилю быть более устойчивым на дороге, и соответственно
развивать большую скорость. Правда, на зыбкой дороге такая цистерна не проедет. За счет
переменного сечения цистерны, можно увеличить полезный объём. Защита ёмкости происходит за
счет боковых залицовок и противоподкатных брусьев по бокам и сзади.
Особенности перевозки жидких грузов автоцистернами
- Когда осуществляется перевозка жидких грузов автоцистернами на автомобиле,
устанавливаются таблички, что информируют органы автоинспекции о виде груза, а также
условиях его перевозки (температурный режим, давление). Эта информация также указывается
в ТТН. - При перевозке опасных грузов на автомобиле обязательно должен быть знак опасности.
- При транспортировке пищевой продукции, у водителя должен быть документ о прохождении медицинского осмотра.
- Международные перевозки наливных грузов автоцистернами осуществляются после получения
документального разрешения.