Самые распространённые ошибки родителей
Начнём с главного - с мифов.
Миф 1: современные дети не читают
Обычно данное высказывание также дополняется восклицанием «а вот мы!»
А что мы то? Так уж много мы читали? И было ли это чтение в удовольствие?
Вспомните, в советское время книг было очень ограниченное количество. Да, тиражи были огромными, но вот ассортимент... Основные книги были в столицах. В регионах же довольствовались малым. Поэтому забудьте про «мы читали». Сейчас читают столько же.
Миф 2: любить читать можно научить
Нет, нельзя. Если человек не любит морковь, то скорее всего это навсегда.
Миф 3: все дети должны читать
Продвинутые родители сказали бы на это: «Никто никому ничего не должен». А вообще всегда интересно: «А почему и главное кому дети должны?» Ну не прочёл ребёнок «Бесприданницу», не проглотит «Гарри Поттера», и что? Мир рухнет? В общем, чтение штука хорошая, но не столь уж жизненно необходимая.
Теперь о том, что я думаю о проблеме «Дети не читают». Ниже попробую перечислить самые распространённые родительские ошибки.
1. Упущенное время
Очень важный и решающий показатель. Что сюда можно включить:
- родители не читают ребёнку с рождения
- ждут какой-то видимой готовности
- пытаются начать читать после «подсаживания» на мультики
- игнорируют просьбы детей почитать
- постоянно ссылаются на занятость
Т.е. сами делают из чтения ненужность и второстепенность.
2. Книги не по возрасту
Многие взрослые гонятся за объёмом и как только ребёнок освоил буквы и слоги, предлагают ему книги с большим количеством текста и почти без иллюстраций. Часто от таких родителей можно услышать: «Мы из таких книг уже выросли», «Лучше взять вот эту книгу, в ней страниц больше»... Интересно, им что за прочитанные страницы доплачивают? При чём здесь вообще возраст и объём и где он ранжируется? И кем определяется выросли/не выросли?
Здесь с уверенностью могу рекомендовать следующее:
- не бояться простых книг
- смело покупать первоклашкам книги с картинками, сказки, классическую и современную поэзию.
Чем проще, и чем ярче (смешнее, понятнее, и т.д.) окажется книга, тем больше у неё шансов завоевать читательское сердце. Да и совсем малышам предлагать истории с маркировкой 6+ как минимум странно. Всё придёт, всему своё время.
3. Неудачный старт
Допустим вы читали ребёнку, много и качественно. А потом вдруг решили, что пора бы ему перейти на самостоятельное чтение. Начинаете искать книги и натыкаетесь на те же грабли, о которые уже когда-то разбили свои лбы сотни ваших предшественников. Почти все родители неосознанно требуют от детей механического (неосмысленного) чтения, ориентируясь на количество прочитанных предложений. И совершенно не помнят о том, что чтение должно быть в удовольствие. Да забудьте вы уже о чтение на скорость. Книжного ГТО не существует.
4. Не правильно выбранные книги для первого чтения
Выучили буквы, научились читать слоги и понеслось. Но ведь «умеешь читать» не равно «читаешь книги». Дайте юному читателю время освоиться. Не бросайте сразу в открытый океан. В качестве первого чтения предлагайте книги с одним-двумя предложениями на странице. И не спешите усложнять задания. 80 страниц с рисунками для первоклассника очень даже хорошо.
Где взять такие книги?
К сожалению, в России книг для young readers (дети в возрасте 5-10 лет) очень мало. Ведь как раньше было: сначала все детские книги выходили в журналах частями (и рассказы Носова, и сказки Волкова, и Булычёв, и Крапивин). И только потом печаталась целая книга. Т.е., на момент перехода к большому тексту, ребята были с ним знакомы, и были полны желания узнать чем же закончилась история. А сейчас? Журналов то уже нет.
Для современных детей идеальным первым чтением будут: книжки-картинки, комиксы с крупными буквами, переводные книги с большим количеством иллюстраций, отечественная классика для малышей и дошкольников, малая проза и поэзия современных авторов. Отличный выбор таких изданий обеспечивают издательства «КомпасГид», «Мелик-Пашаев», «АСТ-Книги Вилли Винки» и «АСТ-Малыш», «Эксмо», «МИФ» и «Пешком в историю». Внимательно изучите их ассортимент.
5. Ориентирование на школьников прошлых лет
Конечно же, все мы разные. Да и время идёт. Другие интересы. Иные кумиры. Попробуйте почитать с детьми современный науч-поп, биографические и графические романы. Или, например, книги из серии «Уроки из жизни», доступно повествующие о том, как стать Стивом Джобсом или Илоном Маском. Почему бы и нет.
Текст: Анна Федулова