Найти тему
море и пароходы

Пар для парохода

Много букв и картинок! Я предупредил.

Постик про пар на пароходах.

Упсь... на теплоходах же, конечно. Но про пар.

Про то, как на современных судах применяют пар. Для чего применяют. Откуда добывают.

И не про все типы судов, а только про танкеры.

Откуда берут пар на танкере? Из паровых котлов. Хотя эти котлы и называют вспомогательными, на самом деле это довольно таки важные механизмы.

Для чего нужен пар?

Во-первых, для собственных судовых нужд. Обогрев бункерных танков ( Бункер - это топливо для танкера. В основном используется тяжёлое топливо - мазут. Запасы бункера на судне зависят от дедвейта судна и потребления топлива, от нескольких сотен тонн до нескольких тысяч тонн. ), другие обогревы систем, включая и обогрев жилых и служебных помещений. Даже есть система парового пожаротушения.

Я не упоминаю паровые системы для для палубных механизмов, типа лебёдок. Всё таки это сейчас встречается очень редко. В основном для палубной машинерии сейчас или электрика, или гидравлика.

Во-вторых, пар идёт на обогрев груза. Груз может быть вязкий, и для успешной выгрузки его надо изрядно разогреть. Тот же самый мазут, к примеру. Паром греют воду для мойки грузовых танков. Пар раскручивает паровые турбины грузовых насосов. Ну, и сам паровой котёл на некоторых танкерах используют как генератор инертных газов.

Инертным газом заполняют пространство грузовых танков для снижения уровня кислорода в атмосфере танка, для защиты от пожара и взрыва.

Сколько паровых котлов на танкере?

Тут всё зависит от того, как будет использоваться пар, и от дедвейта судна.

Если на танкере установлены паровые турбины грузовых насосов, то котлов будет два. А если грузовые насосы имеют электрический или гидравлический привод, то и одного котла хватит. Это так, в общем.

Есть и ещё один котёл, небольшой, который производит пар только при работе главного двигателя судна. Это утиль-котёл. Выхлопные газы главного двигателя проходят через котёл и нагревают воду.

Сейчас широкое распространение получили комбинированные котлы. Это когда в утиль-котёл встраивают дополнительную камеру и форсунку. Когда не требуется много пара. На судах такой котёл обзывают композитным.

А теперь - картинки. Фото с разных танкеров, поэтому буду даваться дополнительные объяснения.

Сами котлы довольно большие.

Это паровые котлы танкера-афрамакса, дедвейт 104 000 тонн. Разгружается он с помощью паровых турбин. Нумерация механизмов на судне начинается с правого борта, то есть, котёл номер 1, это котёл правого борта. Этот же котёл и работает генератором инертного газа. Просто пережигается дизтопливо, газы очищают, охлаждают и подают в грузовые танки.Это очень упрощённо если. Серебристые занавесочки, это изоляция на люках-лазах в топку котла.
Это паровые котлы танкера-афрамакса, дедвейт 104 000 тонн. Разгружается он с помощью паровых турбин. Нумерация механизмов на судне начинается с правого борта, то есть, котёл номер 1, это котёл правого борта. Этот же котёл и работает генератором инертного газа. Просто пережигается дизтопливо, газы очищают, охлаждают и подают в грузовые танки.Это очень упрощённо если. Серебристые занавесочки, это изоляция на люках-лазах в топку котла.
Там же. Высота котлов.
Там же. Высота котлов.
А это и есть тот самый композитный котёл, он же комбинированный. Красная штуковина, это форсунка со всей автоматикой подачи топлива и горения.
А это и есть тот самый композитный котёл, он же комбинированный. Красная штуковина, это форсунка со всей автоматикой подачи топлива и горения.
Если залезть на котёл, там можно увидеть водомерную колонку, показывающую уровень воды. Автоматика держит заданный уровень. Если уровень вдруг упадёт, котёл просто остановится., и тогда... танцуют все. Кстати, о воде. Котлы довольно требовательны к воде, абы чего туда не зальёшь, поэтому есть такое понятие, как водоподготовка.
Если залезть на котёл, там можно увидеть водомерную колонку, показывающую уровень воды. Автоматика держит заданный уровень. Если уровень вдруг упадёт, котёл просто остановится., и тогда... танцуют все. Кстати, о воде. Котлы довольно требовательны к воде, абы чего туда не зальёшь, поэтому есть такое понятие, как водоподготовка.
Задрав голову вверх видишь как уходят в трубу (ой, фальш-трубу, как меня поправил один "настоящий моряк"(тм) выхлопные трубы котла.
Задрав голову вверх видишь как уходят в трубу (ой, фальш-трубу, как меня поправил один "настоящий моряк"(тм) выхлопные трубы котла.
Огневую часть котла периодически моют и чистят от сажи. Клапан дренажа котла.
Огневую часть котла периодически моют и чистят от сажи. Клапан дренажа котла.
Если котёл долго не работает, остужать полностью его не следует. Вот для этого и подведён пар, для поддержания нужной температуры котельной воды.
Если котёл долго не работает, остужать полностью его не следует. Вот для этого и подведён пар, для поддержания нужной температуры котельной воды.
А это уже танкер дедвейтом 50 000 тонн. Грузовая система электрическая, котёл один. Генератор инертных газов отдельный. Поэтому котёл тут один. Слева виден инсинератор - установка для сжигания мусора и нефтесодержащих отходов.
А это уже танкер дедвейтом 50 000 тонн. Грузовая система электрическая, котёл один. Генератор инертных газов отдельный. Поэтому котёл тут один. Слева виден инсинератор - установка для сжигания мусора и нефтесодержащих отходов.
Танкер 50 000 тонн. Верхняя платформа котла. Красный ящик - автоматика управления. Посередине - форсунки розжига и горения.
Танкер 50 000 тонн. Верхняя платформа котла. Красный ящик - автоматика управления. Посередине - форсунки розжига и горения.
-10
"Перед розжигом котла - провентилируй топку", это помню ещё из советских времён, когда котёл разжигали факелом вручную. Такая была автоматика. Как бы ни было, требование о тщательной вентиляции топки осталось.
"Перед розжигом котла - провентилируй топку", это помню ещё из советских времён, когда котёл разжигали факелом вручную. Такая была автоматика. Как бы ни было, требование о тщательной вентиляции топки осталось.
Розжиг котла происходит так -  на форсунке розжига установлены электроды высокого напряжения. После вентиляции котла, форсунка розжига опускается, и на электроды подаётся дизтопливо. После того, как автоматика зафиксировала устойчивое горение дизтоплива, через основную форсунку подаётся топливо - мазут. Форсунка розжига гасится и снова поднимается вверх, чтобы не сгорели электроды. Мазут перед подачей в  форсунку горения разогревается до температуры 110 - 140 градусов. Распыление его производится тоже паром.
Розжиг котла происходит так - на форсунке розжига установлены электроды высокого напряжения. После вентиляции котла, форсунка розжига опускается, и на электроды подаётся дизтопливо. После того, как автоматика зафиксировала устойчивое горение дизтоплива, через основную форсунку подаётся топливо - мазут. Форсунка розжига гасится и снова поднимается вверх, чтобы не сгорели электроды. Мазут перед подачей в форсунку горения разогревается до температуры 110 - 140 градусов. Распыление его производится тоже паром.

На словах то красиво и гладко, но нафаршированность автоматикой... Проблем хватает.

-13

Котлы высокие, как уже сказано. Вибрация, качка. Дополнительный крепёж котла.

-14
Вот толстая труба в кожухе слева - это и есть газовыводная труба главного двигателя проходящая через комбинированный котёл. А труба поменьше, правее, это вывод газов из топки.
Вот толстая труба в кожухе слева - это и есть газовыводная труба главного двигателя проходящая через комбинированный котёл. А труба поменьше, правее, это вывод газов из топки.
Форсунка композитного котла.  Ручки на тросиках, это дистанционные приводы продувки водомерных колонок и для подрыва предохранительного клапана, если он вдруг сам не подорвался.
Форсунка композитного котла. Ручки на тросиках, это дистанционные приводы продувки водомерных колонок и для подрыва предохранительного клапана, если он вдруг сам не подорвался.

Это всё внешний вид.

А, что там внутри?

Ну, полезли, посмотрим.

Котлы периодически осматривают, чистят, моют. Предъявляют инспекторам регистра.

Как устроен котёл ( те, что здесь на снимках)? Наверху водяная полость, внизу водяная полость. Между собой полости сообщаются вертикальными трубами. Трубы проходят через камеру сгорания. Там вода нагревается и получается пар. Всё просто.

Вскрыта верхняя водяная полость. Пар, конечно же, стравлен, но видно, что котёл немного парит. Остыть он быстро не может.
Вскрыта верхняя водяная полость. Пар, конечно же, стравлен, но видно, что котёл немного парит. Остыть он быстро не может.
-18
А это крышка люка. Она не накидывается сверху, а заводится изнутри котла. Толстая и тяжёлая.
А это крышка люка. Она не накидывается сверху, а заводится изнутри котла. Толстая и тяжёлая.
Водяные трубки.
Водяные трубки.
Внутри водяной полости.
Внутри водяной полости.
А это уже нижняя часть. Здесь люк установлен вертикально и на петлях.
А это уже нижняя часть. Здесь люк установлен вертикально и на петлях.
Темень египетская.
Темень египетская.
-24
Начальник котла за работой.
Начальник котла за работой.
Закрываем, обжимаем. После запуска и нагрева котла снова обжимаем.
Закрываем, обжимаем. После запуска и нагрева котла снова обжимаем.
Топка. Внутрь не лазил. Сажа там, грязно. Топка моется бластером под давлением.
Топка. Внутрь не лазил. Сажа там, грязно. Топка моется бластером под давлением.
-28

Предохранительные клапаны. Для стравливания пара в атмосферу в аварийных случаях, и при превышении безопасного давления пара в котле.

Клапан разобран для инспекции и притирания прилегающих поверхностей.
Клапан разобран для инспекции и притирания прилегающих поверхностей.
Потроха клапана.
Потроха клапана.
Чисто притёртый клапан.
Чисто притёртый клапан.
И седло.
И седло.

Вот так, вкратце. Проблемы, связанные с наладкой и эксплуатацией котлов , описывать не буду. Но, поверьте, хватает проблем. И по автоматике, и по механической части. Хватает на всех котлах, и на Альборгах, и на Миурах, и на Топа-Нова.

И немного о потребителях пара.

-33
На двух фото - это и есть паровые турбины грузовых насосов и местный пост управления турбинами.
На двух фото - это и есть паровые турбины грузовых насосов и местный пост управления турбинами.
А это конденсатор. Сюда сбрасывается отработанный пар с турбин, и конденсат возвращается в котёл. Не напрямую, конечно, а через систему водоподготовки.
А это конденсатор. Сюда сбрасывается отработанный пар с турбин, и конденсат возвращается в котёл. Не напрямую, конечно, а через систему водоподготовки.
Сепараторная и станция топливоподготовки. Здесь и разогревают мазут для главного двигателя, дизель-генераторов и котлов.
Сепараторная и станция топливоподготовки. Здесь и разогревают мазут для главного двигателя, дизель-генераторов и котлов.
Танкер хорватской постройки, 108 000 dwt. На фото так называемый "тёплый ящик". Вода для котла сначала попадает сюда, и уже отсюда поступает в котёл. Здесь же и вводят в воду всякие химические присадки для придания воде нужной кондиции. Когда-то для смягчения воды добавляли и семя льна, сейчас вот одну химию. Есть и другие станции дозирования и ввода химии в воду, уже возле котлов. Химию также и вводят в топку, для уменьшения отложений сажи на трубах и поверхностях газовой части.
Танкер хорватской постройки, 108 000 dwt. На фото так называемый "тёплый ящик". Вода для котла сначала попадает сюда, и уже отсюда поступает в котёл. Здесь же и вводят в воду всякие химические присадки для придания воде нужной кондиции. Когда-то для смягчения воды добавляли и семя льна, сейчас вот одну химию. Есть и другие станции дозирования и ввода химии в воду, уже возле котлов. Химию также и вводят в топку, для уменьшения отложений сажи на трубах и поверхностях газовой части.
Вот таким макаром вводят химию. Хорват.
Вот таким макаром вводят химию. Хорват.
А это вид на топочное хорватского котла. Тот ещё подарочек.
А это вид на топочное хорватского котла. Тот ещё подарочек.

-40
-41
Паровые турбины на хорвате.
Паровые турбины на хорвате.
Станция вентиляции жилых и служебных помещений надстройки. Вот здесь и подаём пар на обогрев кают.
Станция вентиляции жилых и служебных помещений надстройки. Вот здесь и подаём пар на обогрев кают.

И на этом всё. Картинок ещё хватает, но и так, чувствую, перебор уже получился.