Текст: Николай Марков
Фото: Николай Марков, Олег Чалков
В конце девяностых и начале нулевых улицы российских городов заполонили «маршрутки» на базе ГАЗелей. У подавляющего большинства этих машин внутри было по 14-15 сидений, расставленных с чудовищно маленьким шагом, в результате пассажиры сидели в них буквально друг на друге, а езда представляла собой форменное мучение. Все подобные экземпляры были «перепилены» в микроавтобусы из грузовых фургонов за пределами завода ГАЗ.
То был очень популярный в те времена бизнес, которым в Нижнем Новгороде и Москве занимались чуть ли не в каждой подворотне. Эти «поделки», надо сказать, сильно подорвали тогда репутацию ГАЗелей. Но перевозчикам они были выгодны, ведь стоили столько же, сколько и заводской микроавтобус, который был удобнее, но вмещал лишь 13 человек…
Когда на Горьковском автозаводе это поняли, то развернули с подобным кустарным автобусным бизнесом борьбу – где экономическую, а где и техническую. И за несколько лет свели это явление практически на нет. Однако во второй половине нулевых частные перевозчики начали массово пересаживаться на «маршрутки», построенные на базе импортных цельнометаллических фургонов – более длинных и значительно более вместительных. Конкуренция вышла на новый уровень! Чтобы не потерять рынок, ГАЗ взялся за создание новых специализированных продуктов для маршрутных перевозок, поставив во главу угла удобство и безопасность. Первой ласточкой в этом направлении в 2011 году стал запуск совместно с ПКФ «Луидор» производства улучшенной «маршрутки» из семейства ГАЗель Бизнес. Эта машина получила высокую крышу, позволившую передвигаться по салону в полный рост, и распашную дверь. А планировка была выстроена таким образом, что откровенно неудобных мест, несмотря на 14 посадочных мест, в салоне не осталось.
Следующую «маршрутку» газовцы сделали самостоятельно уже в рамках семейства ГАЗель NEXT, причем ее поставили на конвейер в приоритетном порядке, сразу же вслед за базовыми бортовыми грузовичками (весной 2014 года). Этот микроавтобус получил оригинальный кузов каркасного типа с высоким потолком, большой площадью остекления и автоматической дверью, двигатель с оптимизированной прошивкой, а также усиленное шасси с оригинальной задней подвеской – менее жесткой, чем на грузовиках. Это была первая заводская ГАЗель, в которой можно было официально ехать стоя, а ее пассажировместимость в зависимости от модификации составляла 18 или 19 человек.
Следующий виток эволюции пришелся на 2016 год, когда с конвейера начали сходить микроавтобусы ГАЗель NEXT, созданные на основе кузова стандартного цельнометаллического фургона. Модификация на основе самого маленького фургона с короткой колесной базой вмещала 14 пассажиров, с удлиненной базой – 16 или 17.
И вот, наконец, вершина эволюции: в продажу поступили 22-местные микроавтобусы, созданные на основе цельнометаллического фургона ГАЗель NEXT с кузовом максимальной длины – со сверхдлинной колесной базой и увеличенным задним свесом. Называется такая большая «маршрутка» ГАЗ-А65R52.
В основе «большой ГАЗели» лежит так называемое тяжелое шасси с увеличенной до 4,6 тонн полной массой. Отличается оно усиленными рамой, задним мостом и задней подвеской, а также более эффективными тормозами с дисковыми механизмами на всех колесах. Под капотом – дизель Cummins стандарта Евро-5 в 150-сильном исполнении.
В сравнении с «маршруткой» ГАЗель NEXT с каркасным кузовом образца 2014 года, новый 22-местный микроавтобус длиннее на метр, но габаритная ширина у него, напротив, меньше на 14 см. При этом планировка салона выполнена не по 4-рядной, а по классической 3-рядной схеме, благодаря чему центральный проход получился более широким. Общее количество сидений для пассажиров – 17 + 2 в кабине. Таким образом, количество разрешенных мест для проезда стоя равняется трем. Что характерно, стоять одинаково удобно на всем протяжении салона: благо, имеется длинный потолочный поручень, а внутренняя высота лишь пару сантиметров не дотягивает до 2-метровой отметки.
Недостатком можно назвать сдвижную дверь, открывать которую необходимо вручную (на «каркасниках» дверь автоматическая по умолчанию). Зато сразу есть автоматически выдвигающаяся из-под порога подножка! С учетом нее, на входе у цельнометаллического автобуса получаются те же самые три ступеньки, как в «каркаснике», но высота от первой ступени до земли меньше. Вход, соответственно, получается удобнее.
Водителям наверняка понравится, что позади последнего ряда сидений еще остается запас пространства для организации «хозяйственного отсека». А пассажиры точно оценят комфортабельные сиденья: с высокими спинками, тканевой обивкой и поясными ремнями (а кресло напротив двери – еще и с откидным подлокотником). Шаг расстановки сидений при этом достаточно большой, чтобы рослые люди не подпирали коленками кресло впереди себя.
А как в кабине? Да как в лучших домах Парижа и Нью-Йорка! Потому что в базовую комплектацию 22-местного автобуса включено практически все, что только бывает на автомобилях семейства ГАЗель NEXT: электрический привод стеклоподъемников и зеркал, сиденье с подогревом и подлокотниками, 2-диновое головное устройство с цветным монитором и кнопками управления на руле, предпусковой подогреватель, круиз-контроль и даже телематическая система GAZ Connect! В качестве заводской опции покупателям таких машин предложат разве что установку кондиционера.
На ходу 22-местный дизельный автобус заметно резвее более легких модификаций с бензиновыми моторами. Но солидный вес машины все-таки чувствуется «пятой точкой» и при ускорениях, и при маневрах: ощущения такие же, как на полностью загруженной цельнометаллической ГАЗели NEXT полной массой 3,5 т! Что не удивительно: пустой автобус ведь практически столько и весит. А потому, например, «баловство» с троганием со второй передачи здесь уже неуместно. В остальном – впечатления из-за «баранки» не отличаются от езды на любом другом дизельном Нексте: современная машина с легкими органами управления, достаточно острым рулем и хорошей эргономикой. А главное – машина приятная. Остается сказать, что в прайс-листах дилеров цены на новую большую «маршрутку» сегодня начинаются с отметки 1,817 млн. руб. Для сравнения: среди машин импортных брендов за эту сумму нынче не купить даже простой цельнометаллический фургон той же размерности…
Канал «МАШИНА» благодарит за помощь в проведении теста Группу компаний «ВИСТА», официального дилера АЗ «ГАЗ», и Федерацию спорта сверхлегкой авиации Тульской области