Найти в Дзене
Газета Солидарность

Прайс-лист на доброту

Краткий исторический очерк, откуда взялась благотворительность  и с чем ее сегодня едят, ваш покорный слуга публиковал в прошлом году в “Солидарности” под заголовком “Добрый доктор Карабас”.

Между тем собирание денег на больных детей (которых бесплатно лечить отказались) стало популярным медиа-жанром. По интенсивности окучивания аудитории сопоставимо с гомеопатией.

Не спрашиваю, как это соответствует ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан “, ст. 7 “Приоритет охраны здоровья детей” и ст. 11 “Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи” - все-таки я не настолько наивен. Оценим происходящее реалистически, как доктор Маркс прописал.

С шапкой в телевизоре маячат узнаваемые VIP-персоны. Вхожие на тот уровень,  где перераспределяются финансовые потоки, просто несопоставимые с тем, что можно собрать с населения. Логичнее было бы прямо в “буфете, для людей закрытом”, поднять бокал и провозгласить:

- Господа! Мы же всемогущие. Так учудим что-нибудь такое, чего даже от нас никто не ожидал… Нет, золотое биде неоригинально. Давайте, например, не станем вносить дрова и опилки в перечень высокотехнологичной продукции, которой положена господдержка. Или вдруг отменим проект застройки заказника “Теплый Стан” “экологическими павильонами”. Черт с ним, с заказником, он по нашим масштабам совсем невелик, пусть пока поживет. А средства перебросим на медицину. Вот удивятся американские партнеры… Другая статья бюджета? Господа… Мы же не в телевизоре, а в своем элитарном кругу, зачем эти отмазки для лохов?

Но они почему-то обращаются за деньгами не туда, где много лишних, а туда, где не хватает на необходимое.

Теперь по существу. Какие диагнозы фигурируют в заявках на доброту. Выделяются несколько направлений народного финансирования. То, что заведомо несовместимо с развитием и сколько-нибудь продолжительной жизнью. Как правило, это болезни наследственные или врожденные. Например, крупная сумма была переведена на искусственную вентиляцию легких у новорожденного с синдром Патау. Кто не знает, лучше на ночь не пополнять образования. Конечно, никто не вправе осуждать родителей, на которых свалилась трагедия. Но профессионалы (врачи и руководители фондов) должны мыслить реалистически. Реальная помощь в таких случаях - профилактика. Не допустить появления на свет носителей подобных патологий. На нынешнем уровне науки вполне достижимо. Через генетические консультации и пренатальную диагностику целый ряд диагнозов может быть просто исключен, как оспа в результате вакцинации.

Другой вариант - болезни вполне излечимые, но за лечение с маленьких пациентов почему-то требуют денег. Подчеркиваю: не иностранные клиники, которые действительно не обязаны бесплатно обслуживать чужого гражданина, а наши собственные. За вполне стандартные манипуляции вроде установки кардиостимулятора или хирургического восстановления функций поврежденной конечности. Суммы не астрономические. И счета не от балды, с детализацией: хирургия от доброго государства, а вот за окклюдер (медицинское устройство, играющее роль заплатки) придется заплатить 250 000 руб.

Не стоит проклинать конкретных хирургов и даже главврачей. Они поставлены в положение нарушителей клятвы Гиппократа тем же государством. Денег в казне полно. Но на другое, более важное. Каждый прекрасно знает адреса этого “важного” у себя под окнами. Я даже не казнокрадство имею в виду, которое надо доказывать через суд. Возле моего дома, например, зачесалось передвинуть на несколько сот метров железнодорожную платформу “Гражданская”. Внятного объяснения, зачем, науке неизвестно. Деньги на добрую сотню окклюдеров будут торжественно зарыты под платформу вопреки протестам местных жителей. А на детскую кардиологию соберем милостыню в шапку.

Вот такая высшая экономика.

Каждое “подайте ребенку на лечение” - обвинительный акт. Намного более убедительный, чем все то дурное, что говорят про наше государство в Америке и Англии.

Илья Смирнов, историк