В июле-октябре 2015 года производитель ракет для комплексов "Бук" НПО "Алмаз-Антей" провел два натурных эксперимента на мишени и корпусе самолета Ил-86. Взрывали ракету 9М38М1. На испытания приглашали голландцев, но никто не приехал. Результаты обнародованы многократно.
На Украине в 2016 году в Павлодаре сотрудники НИИ Минобороны провели свой собственный эксперимент. Его результаты никогда открыто не разглашались, а все фотографии были удалены из сети и остались только в кэше.
Еще один эксперимент провели в 2016 году в Финляндии, изучив возможность поражения "Боинга" ракетой 9М38М1 "и другими сериями ракет". Информация полностью засекречена.
Поражающие элементы
1. Из более чем 500 металлических фрагментов, найденных в обломках и телах экипажа MH17, 43 были похожи на поражающие элементы, а 20, скорее всего, пробили остекление кабины.
Восемь осколков были найдены в теле командира экипажа, еще 11 - в обшивке кабины.
2. Два из этих элементов имеют форму, похожую на "бабочку". Однако по весу найденные фрагменты оказались на 2- 2,5 гр меньше заводских - 5,7 гр и 6,1 гр вместо 8 гр (в эксперименте "Алмаз-Антей" после взрыва масса сохранивших форму двутавров составила более 7 гр).
Всего в ракете "Бук" (9М38М1) - 1870 двутавров весом по 8 г. Один элемент якобы был найден в остеклении кабины пилотов (у фрагмента нет паспорта обнаружения). Второй фрагмент весом 6,1 гр, похожий на двутавр, сильно деформирован - он был найден в теле пилота, определить его первоначальную форму "на глаз" невозможно.
3. Почему не проводился сравнительный анализ ни одного из двух обнаруженных фрагментов "двутавр" с оригиналом - из боевой части 9Н314М компании-производителя (Алмаз-Антей) - до сих пор загадка. Ведь именно так определили ракету С-200 в истории с Ту-154 в Сочи.
4. Никто из пассажиров не был ранен осколками от ракеты. С октября 2014 года прокуратура Голландии перестала отвечать на вопросы о результатах судмедэкспертизы и металлических фрагментах в телах пассажиров.
О количестве осколочных ранений голландские судмедэксперты из бюро LTFO (бюро подчиняется МВД и Минобороны Голландии) - вообще не сообщали. Некоторые детали нам известны только из отчета австралийских паталогоанатомов Дэвида Рэнсона и Иэна Веста.
Паталогоанатомы утверждают, что осколочные фрагменты действительно присутствуют в человеческих останках, но «редко».
По мнению австралийских медиков, большинство пассажиров погибли не от ракеты непосредственно, а в результате взрывной декомпрессии (выводы врачей Дэвида Рэнсона, Иэна Веста и Иэна Грея):
— Находившиеся на борту потеряли сознание сразу после разрушения конструкций самолета в воздухе.
— Смерть пассажиров наступила в течение нескольких секунд — прежде, чем они вошли в нижние слои атмосферы.
— Не было кровотечений или кровоподтеков, связанных с травмами от падения с высоты (к моменту падения все пассажиры были уже мертвы).
— Отсутствие одежды на большинстве жертв указывает на ускорение / торможение тела после разрушения конструкций самолета — попадания в высокоскоростной воздушный поток, может быть следствием взрывной декомпрессии.
— Причины смерти от взрывной декомпрессии — гипотермия, гипоксия, массивные внутренние повреждения органов, эмболия и инфаркт. Воздействие очень низких температур, воздушного потока и низкого содедржания кислорода на высоте 30000 футов также могли привести к смерти в считанные секунды. Смерть пассажиров могла быть также обусловлена высокой скоростью обломков.
— Из 298 человек опознаны 296, обнаружены более 700 фрагментов тел.
Проводилась Компьютерная томография всех останков, в результате выявлены не относящиеся к самолету частицы — поражающие элементы или другие предметы у нескольких жертв.
5. Росавиация предлагала Голландии провести металловедческую экспертизу найденных осколков с определением марки стали под наблюдением международных экспертов. «У нас есть высококачественное оборудование, в том числе для проведения металловедческой экспертизы, которая может определить марку стали, из которой изготовлен поражающий элемент. И, соответственно, точный тип ракеты», — сказал замглавы Росавиации Олег Сторчевой. Однако комиссия сочла сравнение нецелесообразным.
6. До марта-апреля 2015 года следствие располагало только осколками, найденными в кокпите и в телах трех членов экипажа "Боинга" (в малайзийской прессе предполагалось, что это два пилота и старшая бортпроводница).
Прошла зима, и в марте 2015 года на Украине вдруг нашли несколько фрагментов оболочки ракеты - часть двигателя и кусок элерона, а также провода.
В отчете есть также два куска от оболочки ракеты, которые нашли при изучении кабины и крыльев. Один фрагмент застрял якобы в левом крыле, другой - в левой части рамы в кабине пилотов.
Анализ краски на обломках корпуса ракеты и застрявших в обломках частей показал, что краска на всех фрагментах полностью совпадает. "Данное сочетание не может быть объяснено ничем иным, кроме вышеприведенного сценария о зенитно-ракетном комплексе "Бук". На чем основывается этот вывод, в отчете НЕ ГОВОРИТСЯ. Известно, что состав краски многих боевых изделий как правило одинаков (так утверждает концерн-производитель) Есть подозрение, что части, представленные Голландией, могли сравнивать с ракетой "Бук", взятой в Финляндии.
Исследование обшивки
1. В обломках "Боинга" нет ни одного отверстия в форме бабочки, характерного для поражения "двутавром" (а они должны были быть - для этого и проводился следственный эксперимент "Алмаз-Антей")
2. Ни в отчете, ни в приложениях к нему, нет измерений входящих отверстий с левой стороны кабины пилота.
Нам сообщают, что большинство отверстий в кокпите имеют размер 6-14 мм. Все фотографии обломков кокпита с отверстиями 3 и даже 10 см - не следует принимать во внимание, уверяет комиссия JIT.
3. В левом двигателе нашли 47 входящих отверстий разного диаметра. Только 5 из них соответствуют размерам 6-14 мм. Остальные отверстия - это что-то другое - обломки ракеты, самолета, в общем, тоже не важно.
В целом, все отверстия в корпусе самолета, которые не совпадают с размерами двутавра, специалисты считают следствием поражения конструкциями самого Боинга. В том числе левый двигатель и левое крыло. Это ключевой момент всей призрачности голландской версии.
Откуда прилетело
1. Судя по финальному отчету DSB в сентябре 2016 года, в обломках кокпита самолета нашли 350 отверстий от поражающих осколков. А всего в корпусе - (по расчетам) могло быть около 800 пробоин.
Так вот, количество отверстий стало одним из способов комиссии выяснить, откуда прилетела ракета.
И тут голландцы с Россией разошлись.
По версии комиссии, в случае запуска из Снежного (ополченцы) на встречном курсе только в кокпит попали бы 1254 осколка.
А если бы ракета шла поперечным курсом, например из Зарощенского (украинцы), как полагает "Алмаз-Антей", в кокпит попали бы 810 элементов.
И хотя расчетное количество отверстий у "Боинга" совпало именно с русским вариантом, версия с подлетом с украинской стороны... была отвергнута. Потому что из Снежного пробоин оказалось бы еще больше. Все это есть в приложении к финальному отчету Совбеза DSB.
2. Заключение о направлении разлета осколков в корпусе MH17 в Голландии составлял Йорис Мелкерт, профессор аэрокосмической инженерии в Делфтском техническом университете. Он представил 3D-реконструкцию полета и катастрофы. Выводы делались в национальной аэрокосмической лаборатори Нидерландов (National Air and Space Travel Laboratory) и Национальной лаборатории прикладных исследований Нидерландов (TNO).
"Алмаз-Антей" предлагал свои выкладки с расчетами (сделано более 100 замечаний к отчету), - но их голландцы проигнорировали. Основными аргументами российских экспертов были фрагменты "Боинга".
В обломках самолета было два ключевых фрагмента
Куски обшивки располагались с левой стороны кабины пилотов на крыше - и на них видно направление осколочного поля:
1
2
Анализ направления осколочного поля:
Однако в отчете DSB прямым текстом говорится, что направление и угол запуска ракеты определить не удалось: "Невозможно определить точную позицию и угол запуска ракеты, а также ее скорость и обстоятельства на месте в тот момент".
Но основываясь на распределении следов поражения и на данных угла попадания осколков были сделаны расчеты, исходная точка запуска при этом находилась на территории около 320 км2 в восточной части Украины.
3. Чтобы определить направление, достаточно было собрать на выкладке обломков все куски с пробоинами. Этого комиссия умышленно не стала делать.
Самый важный фрагмент корпуса, кусок крыши с левой стороны кокпита - унесли вообще в другой зал и положили рядом с фрагментами левого двигателя и левого крыла.
Еще один кусок с силовыми элементами от кабины просто исчез. Оба фрагмента показаны выше в расчетах "Алмаз-Антей".
Ни тот, ни другой фрагмент - не выложены на реконструкции кабины:
В официальном отчете дальше 220 шпангоута отверстий нет. А на этих фрагментах они есть до 332 шпангоута. см доклад "Алмаз-Антей"
4. В октябре 2015 года российский концерн провел собственный эксперимент с самолетом Ил-86 и ракетой 9М38М1.
- первый вывод российских специалистов: при подлете из Снежного (угол 15...22 градуса) осколочное поле обязано было пробить в "Боинге" весь правый борт в районе кабины пилотов, а также правое крыло. На модели Ил-86 с правой стороны было 16 отверстий. (Пробивная способность элементов ракеты - 12-14 мм. Обшивка и корпус Боинга - всего 5 мм).
Однако на малайзийском "Боинге" нет пробоин по правому борту.
- второй вывод концерна: если бы использовалась ракета 9М38М1, то на обшивке самолета остались бы десятки отверстий в форме бабочек. Значит, могла быть только старая версия ракеты 9М38 без двутавров
На обшивке "Боинга" нет ни одного такого отверстия.
Итог эксперимента: полученные "Боингом" повреждения возможны только при пересечении ракетой курса самолета с углом 72..75 градусов. Так были поражены левая сторона кабины и левый двигатель, тогда как правая сторона "Боинга" оставалась незатронутой.
Ответ DSB
Голландские следователи с этим, конечно, не согласились.
Чтобы понять логику официального следствия, настоятельно советую прочесть ответы Совбеза Нидерландов на запрос Росавиации от 25.02.2016 года
DSB: "Россия проводила эксперимент в стационарном положении на земле, тогда как "Боинг" находился на высоте 10000 м, плотность воздуха, скорость самолета и воздушные потоки влияют на разлет осколков, их размер, форму и вес после детонации. Степень изменения веса фрагмента сильно зависит от места детонации, а также от материала, с которым соприкасаются осколки. Поэтому результаты проведенных "Алмаз-Антеем" испытаний не соответствуют весу обнаруженных фрагментов".
(На самом деле, в российских расчетах есть поправка а скорость самолета и скорость ракеты, указан и вес поражающих элементов после взрыва)
DSB: "Алмаз-Антей" проводил испытания без анонсирования мероприятия и заранее не оповестил Совет Безопасности Голландии.
(17 июля 2015 года приглашение было в официальном пресс-релизе НПО)
DSB: "Изучение подробного химического состава стали не имеет отношения к исследованию, так как высокоэнергетические объекты как правило, сделаны из низкосортного металла (нелегированной стали), происходящего из разных партий, разных источников, различных мест производства и в различные периоды времени. Сопоставление найденных фрагментов со справочным материалом было бы невозможно из-за этих различий"
DSB: "Невозможно восстановить все фрагменты самолета, упавшие с высоты 10000 м. Осколки могли застрять в телах пилотов, креслах, конструкциях кабины, элементах мебели, - и не пробить обшивку с правой стороны. По расчетам DSB, в точке, где произошла детонация, осколки не должны были повредить правый борт кабины. Наконец, одно выходное отверстие есть на правой стороне кабины в ее нижней части, что согласуется с расчитанным местом детонации ракеты".
DSB: "Совет Безопасности Голландии решил не обнародовать все имеющиеся у нас обломки ракеты, чтобы предотвратить попытки давления на следствие. Показанные три фрагмента идентичны деталям от ракет 9М38: оболочка двигателя, один из элеронов и куски проводов. Совет не утверждает, что самолет был сбит именно этой ракетой, окончательно это установит уголовное расследование".
DSB: "По просьбе Совета Безопасности Голландии "Алмаз-Антей" предоставил характеристики неконтактного радиовзрывателя. На основе этих данных Совет безопасности рассчитал возможное расстояние между местом взрыва ракеты и корпусом самолета - эти расчеты совпали с предполагаемой в финальном отчете точкой детонации". (Первоначально точка подрыва была рассчитана на расстоянии 4 м, затем подправлена на 3 м).
DSB: "Расчеты делались только по внешним, а не по внутренним частям фюзеляжа из-за возможного рикошета. Все фрагменты, в том числе три обломка, на которые указывает Росавиация, учитывались при расчетах - пробоины на них совпадают с общей картиной разлета осколков. Противоречий не выявлено, поскольку баллистика допускает изменение направления осколка при ударе о препятствие не под прямым углом.
При расчетах массы боевой части было решено, что масса БЧ весом 70 кг больше всего подходит полю осколочных повреждений на кабине самолета. Появление такого же осколочного поля при взрыве ракеты с массой менее 40 кг, по расчетам инженеров голландского института TNO, - "маловероятно".
DSB: "Российская Федерация неверно расчитала точку детонации ракеты и ее положение относительно самолета. При пуске ракеты из населенного пункта Зарощенское картина осколочных повреждений на корпусе "Боинга" отличалась бы от существующей".
Вывод Dutch Safety Board:
Все вопросы Росавиации были отклонены.
Отвечать на вопрос, откуда взялся единственный фрагмент в форме двутавра (бабочки), и почему не зафиксирован момент изъятия этого фрагмента в отличие от остальных 19 квадратных осколков, - DSB вообще не считает нужным.
....
В финале этой части стоит еще раз отметить, что ни Росавиация, ни "Алмаз-Антей", никогда не заявляли, что самолет был поражен ракетой "Бук". В отчете концерна изучается лишь только голландская версия - "если бы Боинг и был сбит ракетой". Концерн отвечает на вопрос как, откуда и какой именно модификацией могли быть получены такие повреждения на корпусе самолета.
Тип ракеты
Осенью 2018 года разборки Голландии и Росавиации пришли к логичному финалу, после того как Нидерланды предъявили найденное на Украине сопло от ракеты "Бук".
Тип ракеты - 9М38. Она снята с вооружения в России в 2011 году, на Украине продолжает использоваться, в 2005 году оставалось 502 штуки этой модификации.
По данным производителя, двутавры она не содержит.
Корпус нашли на месте катастрофы в 2016 году. Двигатель не деформирован, сопло вообще не пострадало (в отличие, например, от обломков ракет "Бук" найденных в Макеевке в феврале 2017 года или после эксперимента "Алмаз-Антея")
Вот как на самом деле выглядит взорванная ракета "Бук"
Голландцы, как выяснилось, предъявили ракету из украинского полка.
Нидерланды считают, что эта ракета-убийца якобы принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил РФ, которая базируется в Курске.
Но Минобороны РФ установило, что эта конкретная ракета была поставлена не в российскую бригаду в Курске, а в войсковую часть 20152 в Тернопольской области Украины.
Номер ракеты 8 86 (год изготовления) 8720 (заводской номер) позволил поднять "техническую документацию – паспорт на сопловой блок и формуляр двигателя". Данные хранились на заводе-изготовителе.
В декабре 1986-го ее железнодорожным транспортом отправили из Долгопрудного в 223-й зенитный ракетный полк, который входил в состав Прикарпатского военного округа. Ракета принадлежит ВСУ и на территорию России не возвращалась
В Минобороны России заявляют, что боевые соединения этой бригады привлекались к операции Киева на Донбассе.
P.s .
Вопрос с двутаврами можно закрывать, если только голландцы теперь не докажут, что в старой ракете "Бук" 1986 года выпуска не использовалась более современная боевая часть 9Н38М1 с двутаврами. По мнению российского концерна-производителя, такое невозможно - она входит в другую модификацию ракет. Нидерланды настаивают, что бывает...