Индийские фильмы у россиян ещё с прошлого века ассоциируются прежде всего с мюзиклами, мелодрамами и боевиками со смешными спецэффектами. Только танцы и песни, только смех сквозь слёзы (отдельная тема, почему в определённой стране активно снимаются фильмы в этих жанрах, но сегодня не об этом). Кажется, образ и стереотипы о Болливуде неискоренимы. Даже первый приходящий на ум голливудский фильм, снятый в Индии — и тот мелодрама-комедия. Я об «Отеле «Мэриголд»». Зачем русские прокатчики добавили к оригинальному «Hotel Mumbai» приставку «Противостояние», думаю, пояснять необязательно.
26 ноября 2008 года весь мир содрогнулся, когда стал свидетелем террористического акта в одном из самых крупных городов страны — Мумбаи. Всего 10 молодых ребят с рюкзаками за спиной и совсем без масок превратили в ад жизнь местных жителей и гостей города. Каждый при себе имел автомат Калашникова, весомое количество гранат и минимальные запасы еды и питья. Полицейские в городе не готовы к таким проблемам, а спецназ в тысяче с лишним км от города. В 2019 году трудно себе такое представить, скажете вы. Фильм докажет обратное.
Австралийский режиссёр-новичок Энтони Марас в холодном расчётливом стиле, поддерживая близкую к документальной атмосферу, рассказывает нам историю тех дней. Углубление в суть терроризма явно не было его целью. Но мотивацию террористов он чётко и ясно обозначил: пацаны в первую очередь хотели материального благополучия их семей во что бы то ни стало.
Главное место осады — элитный отель «Тадж-Махал». Акцент сделан на вот-вот прибывшей семье: американец Дэвид (Арми Хаммер) с женой Зарой (Назанин Бониади), а также ребёнком и няней. Но больше всего выделяется и раскрывается работник отеля — сикх Арджун (Дев Патель). Пожалуй, для режиссёра — картинка, темп повествования, звуковое сопровождение — приоритетные вещи. Совсем мало времени для полного раскрытия персонажей.
Арми Хаммер играет самоотверженного папашу скорее как функция. На его месте мог быть менее известный актёр — ничего бы не изменилось. Актриса, сыгравшая его жену, проявила мастерство лишь в одной сцене. Крутой русский бизнесмен кажется также функцией, которая в целом на сюжет не влияет, но придаёт колорита. И, конечно, в таком фильме должна быть женщина-истеричка (но ненадолго). Без этого клише никуда. Кстати, женщину успокоит самый рассудительный герой — Арджун. В начале повествования он чуть не лишается рабочего дня и, соответственно, больших денег; а в ответственный момент пренебрегает религиозным табу, что для его народа — позор; делает выбор между эго и совестью.
Временами кажется, что люди здесь совершают глупые поступки, но тут же себя останавливаешь. А как бы ты поступил в дичайшем стрессе? На экране творится месиво, никаких поблажек для неокрепших умом и слабых психикой зрителей. Темпоритм не провисает, сцены-передышки редки, но в нужное время. Звук выстрелов и взрывов пронизывает тебя насквозь, так что возникает эффект присутствия. Вполне себе номинация на «Оскар» за звук и монтаж звука.
В финале картины саспенс, вопросы к религии, радость и облегчение за выживших (не спойлер — к счастью, «Тадж-Махал» функционирует и по сей день), мысли о том, что подобную ситуацию и сейчас легко представить. И как же жаль, что такой триллер в России точно не снимут, в ближайшие лет шесть. А Норд-Ост мы помним.