В апреле 2019 года «Первый канал» показал 12 серийную биографическую драму «Зорге». Изначально премьера планировалась в ноябре 2018 года — к 100 летнему юбилею советской военной разведки. По неизвестной причине демонстрация фильма сместилось на полгода. Это к лучшему. Среди старшего поколения «дипломатов в погонах» отношение к «Рамзаю» особое. Памятник этому человеку установлен недалеко рядом со штаб-квартирой ГРУ. И ветераны сильно огорчились, когда во время праздничных мероприятий увидели бы вольную трактовку биографии коллеги по профессии.
Александру Домогарову с типажом русского мужика сыграть типичного немца — сложная задача. А если при этом суетится и разрешить эмоциям выплескиваться наружу, то добиться того, что зрители поверят в созданный образ, сложно.
Съемочная группа приложила максимальные усилия, что бы и остальные персонажи были неузнаваемы. Это удалось. Зачем было показывать фотографии членов разведывательной группы Зорге, если сыгравшие их актеры не похожи на своих героев? Берию и Сталина возможно опознать по культовым аксессуарам типа пенсне Лаврентия Павловича и специфичной манере общаться Иосифа Виссарионовича. А переметнувшегося к японцам генерала НКВД Генриха Люшкова, чья внешность колоритна и запоминается с первой встречи, изобразили серым и неприметным человеком. В результате драматический диалог между ним и Зорге лучше слушать, а не смотреть.
Коктейль из логических и киноляпов. Решило НКВД в качестве заложника использовать жену радиста, которого в Японию Разведупр планирует отправить. В реальной истории такого не было, но у съемочной группы иное мнение.
Семейная пара живет в домике на природе, который огорожен сеткой-рабицей (!). Подъезжает легковушка. Из дома выходит женщина с дамской сумочкой (!). По сюжету уезжать не планирует. Тогда зачем ручная кладь? Короткий диалог с приехавшим чекистом. Садится в машину. Уезжают. Следом минут пять (!) за машиной бежит муж. Несмотря на трагизм ситуации, вспоминается анекдот про Штирлица, который бежал по шоссе рядом с машиной Мюллера, но при этом делал вид, что прогуливается.
Другой пример. Сталин, нарком обороны Ворошилов и главный чекист Берия обсуждают нюансы работы Рихарда Зорге в Японии. Что здесь неправильно? Вместо Ворошилова должен Гендин или Орлов — начальники Разведупра. Берии отношения к военной разведке не имел, поэтому не мог обсуждать разведывательную работу Рихарда Зорге.
Сцена перехода Люшкова через границу на Дальнем Востоке. Начнем с того, что преодолевать пришлось два ряда колючей проволоки и контрольно-следовую полосу (КСП). Такого инженерно-технического укрепления границы в этом регионе летом 1938 года не было. Тогда пограничники выставляли «секреты» — организовывали засады и регулярно ходили по дозорным тропам. «Заграждения и контрольные полосы» могли появиться через год — принята инструкция об их использование. Допустим, таких мелочей сценарист не знал. А вот то, что электричества на границы не было. Поэтому и фонари выглядели странно. Как и выскочившие из-под земли, словно крутые спецназовцы, а точнее ниндзя (японцы все же) — вражеских пограничников. Двое из них оказались на нейтральной полосе. Заранее знали, что будет попытка прорыва границы.
Если бы Люшков свободно мог гулять по Токио, то зайдя в бар, сильно удивился. Японки в париках (типа блондинки) и национальных немецких костюмах дуэтом исполняли «Лили Марлен» — любимая песню солдат Вермахта. Сами жители Токио, скажем так, сильно европезированы. Как и город.
В армии страны «Восходящего солнца» бардак. Когда майор спорит с генералом. Для императорской Японии это на грани фантастики. Дело в том, что там сильно развито чинопочитание, и младший внимательно выслушал приказ и побежал бы исполнять.
С организацией «наружки» тоже странные вещи происходят. «Пасут» в парке четверо сотрудников наружного наблюдения советского агента, который должен Рихарду Зорге и спутнику секретное донесение передать. Как отвлечь «топтунов» от объекта наблюдения? Нужно вырвать сумочку из рук гуляющей дамы и убежать с добычей. Филеры метнуться следом за воришкой. За советским агентом некому будет следить. В жизни такое не получится, а в кино. Почему бы и нет.
Это можно было простить создателям сериала «Зорге» и попытаться досмотреть до конца. Вот только поведение Рихарда Зорге сильно раздражало. Вместо того, что бы добывать информацию о планах Японии и Германии относительно СССР, занимался исключительно интригами в германском посольстве. В первых двух сериях. Может и дальше что-то изменилось, но я больше не выдержал такого издевательства сценариста над историей Рихарда Зорге.
Канал «Шпионский киномир» настоятельно не рекомендует сериал «Зорге» 2019 года для просмотра.
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!