Найти тему

"Армагеддон начнется в субботу." - Терри Пратчетт и его чувство юмора.

В данной статье хотелось бы рассказать об английском писателе Теренсе Дэвиде Джоне Пратчетте (1948-2015), который известен широкой публике под именем "Терри Пратчетт", а также две его книги: "Мор, ученик Смерти." и "Благие знамения."

Важно помнить: статья является субъективным и личным мнением автора, которым он лишь делиться без попытки навязать, а так же очень надеется на обратную связь, ведь так интереснее) Автор очень старался не перебарщивать с цитированием, но не уверен, что у него вышло))

Немного о творчестве автора: его первый рассказ был опубликован в 1961 году в школьном журнале и до 1965 года, когда Терри решил сменить направление и стал журналистом местной газеты, был опубликован еще дважды в том же журнале. В 1971 году в свет вышла его книга “Люди ковра” опубликованная небольшим издательством, в нем же были напечатаны еще два романа в жанре, новом для автора, но так знакомом для нас - юмористической научной фантастики, а именно “Темная сторона солнца” (1976) и “Старата” (1981).

Персонажи из цикла"Плоский мир"
Персонажи из цикла"Плоский мир"

Наибольшую известность писателю принес цикл книг “Плоский мир”, который составляет более 40 книг, большая часть которых ориентирована на взрослую аудиторию и только 4 написаны для понимания детьми. В этих книгах Терри Пратчетт смог по-настоящему раскрыть свое тонкое и ироничное чувство юмора, делая в своих первых книгах пародии на устоявшийся жанр фэнтези, а также поднять более серьезные проблемы людей и общества в своих последующих книгах.

Об одной из книг серии и пойдет речь дальше, а вот куда ее отнести к пародии на общепринятый юмор или сатире на реальный мир, каждый решит для себя сам.

Для меня эта книга является и тем и другим.

-3

"Мор, ученик Смерти" является 4 книгой цикла "Плоский мир" и 1 книгой в подцикле о Смерти. С самых первых страниц читателю предлагают взглянуть на смерть иначе, чем все привыкли, то есть не как что-то обязательно плохое, что убивает людей, а как силу, которая просто провожает душу в ее последний день.

  • — Но ты — Смерть! — воскликнул Мор. — Ты занимаешься тем, что ходишь и убиваешь людей!

— Я? УБИВАЮ? — отозвался Смерть, явно оскорбленный до глубины души. — ДА КАК ТЕБЕ ТАКОЕ МОГЛО ВЗБРЕСТИ В ГОЛОВУ? ЛЮДЕЙ УБИВАЮТ, НО ЭТО ИХ ЛИЧНОЕ ДЕЛО, ЗДЕСЬ Я НИ ПРИЧЁМ. Я ВСТУПАЮ В ИГРУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЭТО СОБЫТИЕ СВЕРШИТСЯ. МОЯ ОБЯЗАННОСТЬ — ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ С МОМЕНТА УБИЙСТВА И ДАЛЬШЕ. В КОНЦЕ КОНЦОВ, ТЫ НЕ НАХОДИШЬ, ЧТО МИР, В КОТОРОМ ЛЮДЕЙ УБИВАЮТ И ОНИ ПОСЛЕ ЭТОГО НЕ УМИРАЮТ, ЗАСЛУЖИВАЕТ НАЗВАНИЕ ЧЕРТОВСКИ ГЛУПОГО МИРА?"

А так же на мир, в котором мы живём, ведь как часто мы задумываемся об абсурде мелких случаев жизни, но не обращаем внимание на мир в целом.

  • "Собирая мир, Создатель выдал на-гора массу выдающихся и в высшей степени оригинальных идей. Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило."
  • "Учёные подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равны одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс «Один на миллион» выпадает в девяти случаев из десяти."

В книге нам представлен Смерть, как персонаж по началу вызывающий непонимание, но с течением рассказа ему можно начать сочувствовать, ведь место, в котором он живёт просто пустота вне времени и все, что он добавил туда не настоящее, а лишь копия уже существующего.

  • В местности, ничем не обязанной ни времени, ни пространству, не зафиксированной ни на одной карте, существующей только в тех дальних далях многократно переплетенного и запутанного космоса, которые открываются лишь немногим астрофизикам, систематически перебарщивающим с ЛСД, Мор мирно коротал дневные часы, помогая Альберту с посадкой брокколи.

Иллюстрации к книге "Мор, ученик Смерти"
Иллюстрации к книге "Мор, ученик Смерти"

Смерть не понимает человеческих чувств, но не потому что не хочет, а потому что ему не дано. Он просто не может, но из века в век пытается.

  • — ВОТ ОНИ — СМЕРТНЫЕ, продолжал Смерть. — ВСЁ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ, — СОВСЕМ НЕМНОГО ЛЕТ В ЭТОМ МИРЕ. И ОНИ ПРОВОДЯТ ДРАГОЦЕННЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЗА УСЛОЖНЕНИЕМ ВСЕГО, К ЧЕМУ ПРИКАСАЮТСЯ. ОЧАРОВАТЕЛЬНО. ПОПРОБУЙ КОРНИШОН.

По ходу рассказа главный герой Мор пытается разобраться в жизни, в себе, добре и зле, при прочтении книги нельзя не начать размышлять вместе с ним.

  • — ВСЁ ПОТОМУ, ЧТО ВРЕМЯ ПОДДАЕТСЯ РЕГУЛИРОВКЕ, — ответил Смерть на удивленный вопрос Мора. — НА САМОМ ДЕЛЕ ОНО ВОВСЕ НЕ ТАК УЖ ВАЖНО.

— Я всегда считал его важным.

— ЛЮДИ ПРИПИСЫВАЮТ ЕМУ ТАКУЮ ВАЖНОСТЬ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМЕННО ОНИ ИЗОБРЕЛИ ЕГО.

Однажды Мор посчитал смерть уготованную человеку не справедливой, на что Смерть ответил: "СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ. ЕСТЬ ТОЛЬКО Я."

И вот из таких мыслей и простых идей состоит книга. Думаю можно сказать, что главный вопрос книги: "А что если?". А что если Смерть может уставать? А что если попытаться изменить судьбу? А что если мир проще, чем мы его видим? И ещё множество вопросов возникающих лично для каждого читателя.

Читайте продолжение статьи "Армагеддон начнется в субботу 2".