Некогда в давние времена пригородное сообщение на участке Воронеж - Мичуринск было очень оживлённым. Народ брал штурмом электрички, да так, что яблоку негде было упасть, было много народу, который ездил на работу или учёбу прямо с тамбовской глубинки в столицу Черноземья (к ним ещё сверху присоединялись жители Грязей с Усманью, а то ещё и из Липецка подкатывали, а сами электрички ходили стабильно по 8-10 вагонов.
Нынче ситуация стала практически прямо противоположной. Люди заходят в электричку весьма спокойно, свободных мест хватает, а сами пассажиры в подавляющем большинстве случаев доезжают максимум до Усмани - остальные просто перешли с электричек на иные виды транспорта. Составность поездов упала до 4-6 вагонов, а частота движения самих электричек на линии сократилась, в среднем, в два-три раза.
Как убивали пригород
В начале 2012 года стоимость проезда, в среднем по Воронежской, Липецкой и Тамбовской областям, составляла 11 рублей за 10-километровую зону. Имелся при этом понижающий коэффициент (типа дальше едешь - меньше, в среднем, платишь), стоимость абонементов была более, чем адекватной.
Из Воронежа в сторону Мичуринска следовало около 12 пар поездов - 3 пары в Мичуринск, 2 в Грязи, ещё 2 в Усмань, ещё 3 до Рамони, и по одной - в Графскую и Анну. Можно было уехать как рано утром, так и поздно ночью (ну, как сказать, последняя электричка уходила в Графскую примерно в 23.30).
В то же время начал назревать кризис пригородных перевозок, который был спровоцирован перекладыванием расходов на региональные бюджеты - РЖД платить за электрички больше не собиралась, и вообще, они захотели вывести пригородные перевозки в отдельный прибыльный сегмент, всеми правдами и не очень. И тут понеслось.
В августе 2012 года ППК "Черноземье" (пригородный перевозчик, работающий, по большей части, на полигоне ЮВЖД) объявляет о первой волне отмен пригородных поездов, поскольку региональные власти вместо требуемых сумм компенсировали откровенные копейки, а рассчитываться за арендованный подвижной состав им нечем (про покупку электричек и вовсе речи быть не могло). На описываемом в этой статье участке тогда был сокращён лишь один поезд на части маршрута, который и так дублировался другим.
Региональные власти дальше более ничего дельного не смогли придумать, как поднять цены на пригородные перевозки - цены увеличивались даже быстрее, чем цены на еду, ЖКХ, и прочие радости жизни.
В 2013 году территорию вокзала Воронеж 1 оградили забором, ликвидировали возможность прохода на платформы с улицы через надземный переход, и на входе приходилось досматриваться, с выниманием содержимого из карманов и прогоном сумок через ленту. Пассажиры, стоявшие в очереди порой по полчаса, лишь бы пройти, купить билет и выйти на платформу, "поблагодарили" доблестных сотрудников соответствующих структур, и по возможности, переместились на Берёзовую рощу.
К началу 2014 года, когда уже совсем "жрать нечего стало", перевозчик попросту перешёл к более решительным действиям - сократил составность электричек до минимально возможных 4 вагонов (это спровоцировало давку в вагонах и пассажирам в час-пик приходилось вынужденно пропускать по 1-2 электрички, лишь бы просто влезть хотя бы в тамбур), а затем объявил об очередной волне отмен поездов, которая оказалась куда более болезненной, и которая призвала региональные власти зашевелить уже наконец булками.
Зашевелились. В итоге, в январе-феврале 2014 года, были отменены почти все электрички на Мичуринск (осталась 1 пара в неделю), почти все электрички на Грязи (осталась 1 пара в день дополнительно к мичуринской), почти все электрички на Рамонь (осталась 1 пара в день, ещё одна сокращена до Графской), значительное количество электричек до Усмани (осталось 2 пары в день, плюс ещё грязинская) пригородное сообщение на Анну сначала сократили до Хавы, урезали периодичность следования, а затем и вовсе отменили, и ещё где-то пару электричек сократили до Графской.
Терпение уже начало лопаться и у пассажиров, которые начали попросту уходить на другие, более стабильные, виды транспорта. Жители Мичуринска и вовсе ушли на дешёвый пассажирский поезд (45/46 Воронеж-Москва тогда был, сейчас ходит двухэтажный скоростной), поскольку нормально проехаться в электричке было уже никак нельзя.
Некоторые электрички так или иначе удалось вернуть под давлением тех же пассажиров - плюс одна пара до Грязей, плюс полторы-две пары до Усмани и столько же до Рамони. До Мичуринска и поныне - хрен с маслом, да и никому это уже не надо.
На этом веселье, конечно же, не закончилось. Денег, как обычно, перевозчику не хватало, даже после таких карательных мер. И если как-то липецкие и тамбовские власти начали приходить к консенсусу и устаканивать вопросы с этими несчастными электричками, воронежские власти всё равно становились в штыки - денег в нужных количествах нет. Оно и было понятно, у них электрички далеко не в одну Рамонь ходят.
Поэтому, властями и перевозчиком, было решено, что абонементы должны быть не за копеечную цену, а за "рыночную", так сказать, чего, конечно, пассажиры себе позволить не могли, и попросту приличная часть "абонементщиков" также ушла с электричек. Чтобы жизнь мёдом не казалась - воронежские власти отнимают льготы у детей и почти всех студентов (оставили льготный проезд только малообеспеченным). Что до детей - сказать сложно, а вот студенты чуть ли не поголовно просто послали железнодорожников с такими подарками к чёртовой прабабке (официально заявлялось о потере около 80% студентов, которые пользовались электричками). Такими мерами воронежские власти, наряду с повышением стоимости проезда по разовым билетам, хотели нивелировать убытки и, наконец, прийти уже к общему знаменателю.
Договорились о полном покрытии убытков тамбовские и липецкие власти смогли ещё в 2015 году, воронежские же сподобились только в 2017, и то, со скрипом, полагаясь на помощь от федеральных властей. К 2018 году воронежские власти поняли, что отмена льгот для студентов, которые попросту убежали от греха подальше на скоростной двухэтажный поезд, обернулась ещё большими убытками, и льготный проезд им таки вернули.
Что имеем сейчас
На дворе 2019 год. От былого засилья пассажиров в электричках не осталось практически ничего, их просто выдавили при помощи многократно повысившихся тарифов на проезд, массовыми отменами электричек, неуёмными аппетитами перевозчика и появившейся альтернативой в виде скоростного пассажирского поезда, который местами стоит дешевле, чем проезд в электричке.
Для простых смертных, кто покупает разовые билеты, стоимость проезда выросла вдвое (по Воронежской области проезд стоит 2.15 рублей за один километр, по Липецкой и Тамбовской - 19 рублей за 10 километров), для тех, кто ездит по абонементам - в среднем, проезд вырос вчетверо, для детей от 5 до 7 лет - и вовсе в 8 раз. Расписание электричек чёрти какое, доехать в тот же Мичуринск, который генерировал существенный пассажиропоток, сейчас фактически невозможно.
Участок Усмань - Грязи Воронежские фактически пустует - он остался не у дел. Нет, пассажиры, конечно, есть, но они катаются в районе 10-20 километров от Грязей или Усмани (в Прибытково или Московку, например) и их можно усадить буквально в один вагон, вместо того, чтобы пускать 6.
На участке Грязи Воронежские - Мичуринск Уральский фактически не ездит никто - практически все переместились на автобусы, коих ходит порядка 5-6 штук в день. Да, дороже, нужен паспорт, но и ждать подолгу не надо. Если даже и кто-то катается, то, с 90% вероятностью, поездка пассажира будет закончена в Избердее. Электричка Мичуринск - Воронеж, которая ходит по воскресеньям и которая как бы призвана отвозить студентов на очередную учебную неделю, спросом больше не пользуется - в последний раз я насчитал в поезде человек, наверное, 40-50, когда раньше ехало на порядок больше. В Грязях тоже практически никто не подсел - больше, скорее, вышло народу.
Единственное место, где имеются позитивные изменения в плане пассажиропотока - платформа Боровская (микрорайон Боровое в Воронеже), там за счёт массовой застройки многоэтажками народу стало ощутимо больше - теперь туда катаются не только на речку в летнее время.
И что делать теперь
Ничего. Даже если местные власти всех трёх регионов спохватятся и решат чуть ли не в добровольно-принудительном порядке выщипывать людей, дабы те сели в электрички, эти люди просто в них не сядут больше. Стабильного графика движения поездов нет, сегодня электричка есть - завтра могут её отменить. Если снижать стоимость проезда по всем фронтам, то даже за счёт вновь прибывших пассажиров общий доход снизится, а местным властям придётся выискивать ещё денег на компенсацию убытков, чего делать они не будут.
Бонус для тех, кто дочитывает такие большие статьи до конца
Из Воронежа в Мичуринск можно добраться неофициально во вполне себе вменяемое время, в любой день, кроме пятницы и воскресенья (обновлено 31 мая) и, возможно, кроме дней ремонтных работ на железной дороге. Садитесь в электричку Воронеж - Усмань, которая отправляется где-то в 16.50, и по прибытию в Усмань просто не выходите из поезда, можете даже прямо объявить причастным лицам, что, да, вы едете дальше, в Грязи.
Через примерно 10 минут после этого электричка туда поедет резервом, и да, за проезд на участке Усмань - Грязи платить вам не придётся, а свет в салоне во время поездки будет погашен. По прибытию в Грязи просто незаметно выйдите, купите билет до Мичуринска и спокойно уже войдите, как белый человек. Примерно в 10 вечера вы уже будете на месте. Сам поезд фактически как и раньше ходил сообщением Воронеж - Мичуринск, так и сейчас ходит.