Найти тему
Электричкинг 2

Убитый пригород. Воронеж - Мичуринск.

Оглавление

Некогда в давние времена пригородное сообщение на участке Воронеж - Мичуринск было очень оживлённым. Народ брал штурмом электрички, да так, что яблоку негде было упасть, было много народу, который ездил на работу или учёбу прямо с тамбовской глубинки в столицу Черноземья (к ним ещё сверху присоединялись жители Грязей с Усманью, а то ещё и из Липецка подкатывали, а сами электрички ходили стабильно по 8-10 вагонов.

Станция Воронеж 1 и толпа пассажиров где-то ещё в 2013 году.
Станция Воронеж 1 и толпа пассажиров где-то ещё в 2013 году.

Нынче ситуация стала практически прямо противоположной. Люди заходят в электричку весьма спокойно, свободных мест хватает, а сами пассажиры в подавляющем большинстве случаев доезжают максимум до Усмани - остальные просто перешли с электричек на иные виды транспорта. Составность поездов упала до 4-6 вагонов, а частота движения самих электричек на линии сократилась, в среднем, в два-три раза.

Как убивали пригород

В начале 2012 года стоимость проезда, в среднем по Воронежской, Липецкой и Тамбовской областям, составляла 11 рублей за 10-километровую зону. Имелся при этом понижающий коэффициент (типа дальше едешь - меньше, в среднем, платишь), стоимость абонементов была более, чем адекватной.

Станция Отрожка, и ещё 8-вагонная электричка. Сейчас больше 6 не ходит вообще.
Станция Отрожка, и ещё 8-вагонная электричка. Сейчас больше 6 не ходит вообще.

Из Воронежа в сторону Мичуринска следовало около 12 пар поездов - 3 пары в Мичуринск, 2 в Грязи, ещё 2 в Усмань, ещё 3 до Рамони, и по одной - в Графскую и Анну. Можно было уехать как рано утром, так и поздно ночью (ну, как сказать, последняя электричка уходила в Графскую примерно в 23.30).

В то же время начал назревать кризис пригородных перевозок, который был спровоцирован перекладыванием расходов на региональные бюджеты - РЖД платить за электрички больше не собиралась, и вообще, они захотели вывести пригородные перевозки в отдельный прибыльный сегмент, всеми правдами и не очень. И тут понеслось.

Станция Воронеж 1 в час-пик, толпа начала уже угасать.
Станция Воронеж 1 в час-пик, толпа начала уже угасать.

В августе 2012 года ППК "Черноземье" (пригородный перевозчик, работающий, по большей части, на полигоне ЮВЖД) объявляет о первой волне отмен пригородных поездов, поскольку региональные власти вместо требуемых сумм компенсировали откровенные копейки, а рассчитываться за арендованный подвижной состав им нечем (про покупку электричек и вовсе речи быть не могло). На описываемом в этой статье участке тогда был сокращён лишь один поезд на части маршрута, который и так дублировался другим.

Региональные власти дальше более ничего дельного не смогли придумать, как поднять цены на пригородные перевозки - цены увеличивались даже быстрее, чем цены на еду, ЖКХ, и прочие радости жизни.

Платформа Боровская. Радуются такому положению дел явно не все.
Платформа Боровская. Радуются такому положению дел явно не все.

В 2013 году территорию вокзала Воронеж 1 оградили забором, ликвидировали возможность прохода на платформы с улицы через надземный переход, и на входе приходилось досматриваться, с выниманием содержимого из карманов и прогоном сумок через ленту. Пассажиры, стоявшие в очереди порой по полчаса, лишь бы пройти, купить билет и выйти на платформу, "поблагодарили" доблестных сотрудников соответствующих структур, и по возможности, переместились на Берёзовую рощу.

К началу 2014 года, когда уже совсем "жрать нечего стало", перевозчик попросту перешёл к более решительным действиям - сократил составность электричек до минимально возможных 4 вагонов (это спровоцировало давку в вагонах и пассажирам в час-пик приходилось вынужденно пропускать по 1-2 электрички, лишь бы просто влезть хотя бы в тамбур), а затем объявил об очередной волне отмен поездов, которая оказалась куда более болезненной, и которая призвала региональные власти зашевелить уже наконец булками.

На верхах "жрать стало нечего", а простым смертным после урезания составности поездов приходилось массово стоять.
На верхах "жрать стало нечего", а простым смертным после урезания составности поездов приходилось массово стоять.

Зашевелились. В итоге, в январе-феврале 2014 года, были отменены почти все электрички на Мичуринск (осталась 1 пара в неделю), почти все электрички на Грязи (осталась 1 пара в день дополнительно к мичуринской), почти все электрички на Рамонь (осталась 1 пара в день, ещё одна сокращена до Графской), значительное количество электричек до Усмани (осталось 2 пары в день, плюс ещё грязинская) пригородное сообщение на Анну сначала сократили до Хавы, урезали периодичность следования, а затем и вовсе отменили, и ещё где-то пару электричек сократили до Графской.

Терпение уже начало лопаться и у пассажиров, которые начали попросту уходить на другие, более стабильные, виды транспорта. Жители Мичуринска и вовсе ушли на дешёвый пассажирский поезд (45/46 Воронеж-Москва тогда был, сейчас ходит двухэтажный скоростной), поскольку нормально проехаться в электричке было уже никак нельзя.

Презентация второго дневного поезда 69/70 Воронеж - Москва. Сейчас он тоже двухэтажный и скоростной. Отобрал грязинских и мичуринских пассажиров с вечерних электричек практически начисто.
Презентация второго дневного поезда 69/70 Воронеж - Москва. Сейчас он тоже двухэтажный и скоростной. Отобрал грязинских и мичуринских пассажиров с вечерних электричек практически начисто.

Некоторые электрички так или иначе удалось вернуть под давлением тех же пассажиров - плюс одна пара до Грязей, плюс полторы-две пары до Усмани и столько же до Рамони. До Мичуринска и поныне - хрен с маслом, да и никому это уже не надо.

На этом веселье, конечно же, не закончилось. Денег, как обычно, перевозчику не хватало, даже после таких карательных мер. И если как-то липецкие и тамбовские власти начали приходить к консенсусу и устаканивать вопросы с этими несчастными электричками, воронежские власти всё равно становились в штыки - денег в нужных количествах нет. Оно и было понятно, у них электрички далеко не в одну Рамонь ходят.

Платформа Берёзовая роща, на заднем фоне - дизель-поезд, который ходил до Анны. Сейчас ходить перестал, его использование для местных властей обходится даже дороже, чем обычный электропоезд.
Платформа Берёзовая роща, на заднем фоне - дизель-поезд, который ходил до Анны. Сейчас ходить перестал, его использование для местных властей обходится даже дороже, чем обычный электропоезд.

Поэтому, властями и перевозчиком, было решено, что абонементы должны быть не за копеечную цену, а за "рыночную", так сказать, чего, конечно, пассажиры себе позволить не могли, и попросту приличная часть "абонементщиков" также ушла с электричек. Чтобы жизнь мёдом не казалась - воронежские власти отнимают льготы у детей и почти всех студентов (оставили льготный проезд только малообеспеченным). Что до детей - сказать сложно, а вот студенты чуть ли не поголовно просто послали железнодорожников с такими подарками к чёртовой прабабке (официально заявлялось о потере около 80% студентов, которые пользовались электричками). Такими мерами воронежские власти, наряду с повышением стоимости проезда по разовым билетам, хотели нивелировать убытки и, наконец, прийти уже к общему знаменателю.

Договорились о полном покрытии убытков тамбовские и липецкие власти смогли ещё в 2015 году, воронежские же сподобились только в 2017, и то, со скрипом, полагаясь на помощь от федеральных властей. К 2018 году воронежские власти поняли, что отмена льгот для студентов, которые попросту убежали от греха подальше на скоростной двухэтажный поезд, обернулась ещё большими убытками, и льготный проезд им таки вернули.

Что имеем сейчас

Немногие оставшиеся пассажиры. Электропоезд Воронеж - Усмань, платформа Берёзовая роща, 2018 год.
Немногие оставшиеся пассажиры. Электропоезд Воронеж - Усмань, платформа Берёзовая роща, 2018 год.

На дворе 2019 год. От былого засилья пассажиров в электричках не осталось практически ничего, их просто выдавили при помощи многократно повысившихся тарифов на проезд, массовыми отменами электричек, неуёмными аппетитами перевозчика и появившейся альтернативой в виде скоростного пассажирского поезда, который местами стоит дешевле, чем проезд в электричке.

Для простых смертных, кто покупает разовые билеты, стоимость проезда выросла вдвое (по Воронежской области проезд стоит 2.15 рублей за один километр, по Липецкой и Тамбовской - 19 рублей за 10 километров), для тех, кто ездит по абонементам - в среднем, проезд вырос вчетверо, для детей от 5 до 7 лет - и вовсе в 8 раз. Расписание электричек чёрти какое, доехать в тот же Мичуринск, который генерировал существенный пассажиропоток, сейчас фактически невозможно.

Станция Грязи Воронежские и пустая электричка Воронеж - Грязи, 2019 год.
Станция Грязи Воронежские и пустая электричка Воронеж - Грязи, 2019 год.

Участок Усмань - Грязи Воронежские фактически пустует - он остался не у дел. Нет, пассажиры, конечно, есть, но они катаются в районе 10-20 километров от Грязей или Усмани (в Прибытково или Московку, например) и их можно усадить буквально в один вагон, вместо того, чтобы пускать 6.

На участке Грязи Воронежские - Мичуринск Уральский фактически не ездит никто - практически все переместились на автобусы, коих ходит порядка 5-6 штук в день. Да, дороже, нужен паспорт, но и ждать подолгу не надо. Если даже и кто-то катается, то, с 90% вероятностью, поездка пассажира будет закончена в Избердее. Электричка Мичуринск - Воронеж, которая ходит по воскресеньям и которая как бы призвана отвозить студентов на очередную учебную неделю, спросом больше не пользуется - в последний раз я насчитал в поезде человек, наверное, 40-50, когда раньше ехало на порядок больше. В Грязях тоже практически никто не подсел - больше, скорее, вышло народу.

Пассажиры электрички Мичуринск - Воронеж, станция Песковатка, 2019 год.
Пассажиры электрички Мичуринск - Воронеж, станция Песковатка, 2019 год.

Единственное место, где имеются позитивные изменения в плане пассажиропотока - платформа Боровская (микрорайон Боровое в Воронеже), там за счёт массовой застройки многоэтажками народу стало ощутимо больше - теперь туда катаются не только на речку в летнее время.

И что делать теперь

Ничего. Даже если местные власти всех трёх регионов спохватятся и решат чуть ли не в добровольно-принудительном порядке выщипывать людей, дабы те сели в электрички, эти люди просто в них не сядут больше. Стабильного графика движения поездов нет, сегодня электричка есть - завтра могут её отменить. Если снижать стоимость проезда по всем фронтам, то даже за счёт вновь прибывших пассажиров общий доход снизится, а местным властям придётся выискивать ещё денег на компенсацию убытков, чего делать они не будут.

Бонус для тех, кто дочитывает такие большие статьи до конца

Станция Мичуринск Уральский.
Станция Мичуринск Уральский.

Из Воронежа в Мичуринск можно добраться неофициально во вполне себе вменяемое время, в любой день, кроме пятницы и воскресенья (обновлено 31 мая) и, возможно, кроме дней ремонтных работ на железной дороге. Садитесь в электричку Воронеж - Усмань, которая отправляется где-то в 16.50, и по прибытию в Усмань просто не выходите из поезда, можете даже прямо объявить причастным лицам, что, да, вы едете дальше, в Грязи.

Через примерно 10 минут после этого электричка туда поедет резервом, и да, за проезд на участке Усмань - Грязи платить вам не придётся, а свет в салоне во время поездки будет погашен. По прибытию в Грязи просто незаметно выйдите, купите билет до Мичуринска и спокойно уже войдите, как белый человек. Примерно в 10 вечера вы уже будете на месте. Сам поезд фактически как и раньше ходил сообщением Воронеж - Мичуринск, так и сейчас ходит.