«Транснефть» не намерена просить правительство о снижении дивидендов за 2018 год в связи с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба».
«Хотел бы подчеркнуть – компания не обращалась и не собирается обращаться в правительство с просьбой о снижении размера дивидендов в связи с произошедшим инцидентом. И это было подтверждено вчера [28 мая – «Фингазета»] на заседании совета директоров “Транснефти”», –сообщил журналистам советник президента компании Игорь Демин, тем самым вступив в заочную полемику с первым вице-премьером, министром финансов России Антоном Силуановым.
Ранее Силуанов выступил против снижения дивидендов компании из-за необходимости выплаты компенсаций за загрязнение нефтепровода «Дружба».
Из истории вопроса
Проблема с качеством нефти, поступающей из России в Белоруссию по трубопроводу «Дружба», возникла 19 апреля. 24 апреля «Гомельтранснефть Дружба» прекратила ее транзит в Европу после уведомления оператора польского участка «Дружбы» PERN о том, что НПЗ в Польше и Германии не могут принимать и перерабатывать нефть с такими показателями.
«Транснефть» признала повышенное содержание хлоридов и заявила, что решит проблему в кратчайшие сроки. Позже в компании предположили, что продукция могла быть загрязнена умышленно.
В начале мая правоохранительные органы задержали четырех человек, подозреваемых в умышленном загрязнении российской нефти, поступающей в трубопровод «Дружба». Как стало известно, среди арестованных участников преступного сообщества – генеральный директор ООО «Нефтеперевалка» Светлана Балабай, ее заместитель Рустам Хуснутдинов, гендиректор ООО «Петронефть Актив» Владимир Жоголев, а также заместитель директора ООО «Магистраль» Сергей Баландин.
По данным следствия, члены преступного сообщества в 2018–2019 годах совершали «многократные хищения нефти» на общую сумму «не менее 1 млн руб.».
В начале мая Александр Лукашенко заявил, что его государство от некондиционной российской нефти потеряла сотни миллионов долларов и России придется ущерб компенсировать.
Позже глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что общий ущерб от загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба» может достигать около 100 млн долл. Правда, при этом министр уточнил, что это его личная оценка.
Затем курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что компенсировать ущерб из-за загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба» будет «Транснефть», однако затраты эти будут учитываться при утверждении ее дивидендов. А Новак, в свою очередь, уточнил, что вопрос о снижении дивидендов компании до менее 50% от чистой прибыли по МСФО изучается, отметив, что директивы по дивидендам за 2018 год пока нет.
Вместе с тем, отвечая на вопрос журналистов о возможном снижении «Транснефтью» размера дивидендов, Силуанов высказался довольно резко.
«Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно. Любые вопросы могут обсуждаться, но если вы спросите мое мнение, то неправильно, что, по сути, будет бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти», – сказал первый вице-премьер.
Жестким получился и ответ Игоря Демина.
«Заявление Силуанова – это упрощенная оценка ситуации. Совершено преступление, ведется следствие. Полагаю, что в данном случае Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании “Транснефть”», – сказал официальный представитель «Транснефти», добавив, что компанию в рамках уголовного дела признали потерпевшей стороной.
При этом Демин зачем-то вспомнил историю более чем 20-летней давности: «Когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России Андрея Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это “косяком в работе минфина”», – сказал он.
Для справки
Упомянутый инцидент произошел в феврале 1997 года. Машина замминистра была взорвана на стоянке у здания ведомства. Сам Вавилов не пострадал.
Должность замминистра финансов Андрей Вавилов занимал с 1992 по 1997 год. В апреле того же года он ушел в отставку.
«Мы удивлены столь эмоциональной реакцией коллег из “Транснефти”, – прокомментировал заявления Демина пресс-секретарь Силуанова Андрей Лавров. – Что же касается приведенного примера с взрывом автомобиля Вавилова двадцатилетней давности, то он некорректный и неясный по своему смыслу», – отметил представитель первого вице-премьера.
Общаясь с журналистами, Андрей Лавров акцентировал внимание на том, что ответственность за качество нефти несет поставщик, а не налогоплательщики.
«Мы знаем, что возбуждено уголовное дело, что ведется следствие, но это не меняет сути дела: Силуанов против перекладывания финансовой ответственности за случившееся на бюджет, на налогоплательщиков. Качество нефти в трубе – это ответственность тех, кто осуществляет поставки нефти, а не тех, кто платит налоги», – сказал представитель Силуанова.