Голос интеллигенции в странах Центральной Азии слышится все меньше, разве что, в поддержку официальной позиции властей, - отмечают эксперты.
Сущее и должное
“Мозг и совесть нации” – приблизительно такими высокими пиететами принято определять термин “интеллигент” на постсовестком пространстве, в частности, и в странах центральноазиатского региона. Тут, в отличие от Запада, где синонимом этого слово является “интеллектуал” - т.е. человек занятый умственным трудом, понятие “интеллигент” представляет собой не только общественный слой людей, занимающихся премущественно сложной творческой деятельностью, но и имеющих высокую степень нравственности и ответственности перед обществом. Традиционно принято считать, что эта прослойка общества должна иметь критический взгляд на происходящие события и выполнять важную социальную функцию – обратную связь между властью и обществом.
Будучи производителем духовного составляющего нации, представители интеллигенции всегда имеют больше шансов быть услышанными властью и соответственно влиять на те или иные решения.
В годы перестройки а затем и вначале обретения суверенитета, именно интеллигенция задавала тон процессам национального возрождения и самосознания наций во всех странах региона, однако позже, как признаются эксперты, она начала утрачивать свои важные функции, превращаясь во вспомогательный механизм реализации политики властей.
“Нации нужна смелая интеллигенция”
Таджикский журналист Иршод Сулаймони отмечает, что деятельность представителей интеллигенции в Таджикистане ограничивается их служебными обязанностями, за которые они получают деньги, в то время как нация нуждается в смелой, ответственной и новаторской интеллигенции.
“К большому сожалению, сейчас наиболее робкой частью нашего общества являются академические и университетские круги. В последние несколько лет можно заметить, что эти группы стали представлять какие-то несуществующие идеологии и пропагандировать непонятные интересы, тогда как во всем мире эта часть общества является наиболее прогрессивной и активной”, - говорит Сулаймони. По его словам, в 90-е годы из-за однообразной советской политики и мышления, представители интеллигенции стали активно действовать и создавать различные общественно-политические движения, чтобы выражать свои позиции, однако сейчас они начинают возвращаться опять к тому однообразному мышлению.
Концерт вместо диалога
Начиная с 2007 года, в преддверии Навруза президент Эмомали Рахмон ежегодно проводил встречи с интеллигенцией страны, на которых должны были обсуждать наиболее насущные проблемы общества. Кстати, на одной из таких встреч, президент объявил о том, что в целях соблюдения национальных традиций перейдет на таджикское звучание своего имени – Эмомали Рахмон.
Однако жаркими дискуссиями и предложениями эти встречи не сопровождались. Обычно, вел монолог президент и изредка к нему обращались представители интеллигенции с теми или иными личными просьбами, за что очень часто подвергались жесткой критике со стороны СМИ.
В этом году вместо аналогичной встречи была проведена премьера концерта Государственного симфонического оркестра Исполнительного аппарата Президента Таджикистана.
Низом Косим, председатель Союза писателей Таджикистана, тогда в беседе с Радио Озоди сказал, что и в будущем году вместо встречи с интеллигенцией будет проходить либо такая же премьера, либо показ нового фильма.
«Если мы говорим о возможности дискуссии нашей интеллигенции с президентом, то такая возможность имеется всегда. Президент всегда доступен для интеллигентов и готов на любой встрече или мероприятии дать ответы на вопросы или предложения интеллигенции» - отметил Косим.
“Интеллигенция хранит страх”
Иршод Сулаймони замечает, что в поствоенный период таджикская интеллигенция стала ограничивать себя решением очень мелких вопросов и практически перестала говорить о проблемах народа и общества, вместо этого, по его словам, она даёт предпочтение обсуждению разных решений правительства. “Мы помним очень редкие моменты, когда они занимали активную позицию. Например, когда академик Рахим Масов выступил против передачи территории Таджикистана Китаю”, - говорит наш соебедник.
Вместе с тем, немало представителей самой интеллигенции связывают пассивность ее членов с пережитками гражданской войны. Известная таджикская поэтесса, которая была некогда в авангарде движения за национальное возрождение Гулрухсор Сафиева, в одной из интервью Радио Озоди поделилась похожим мнением:
Полный текст читайте на сатйе Радио Озоди.