Возможно, сейчас будет изложен необычный взгляд на постановку «Земляки» в театре «Комедианты».
На российских просторах всемирной паутины наметилась странная тенденция в отношениях между мужчиной и женщиной: сильный пол часто рассказывает на своих страницах о преимуществах свободных отношений, а нежная половина человечества посещает разные тренинги, консультируется у коучей — «гуру отношений», пытаясь выяснить, как же привлечь или не потерять со временем внимание своего избранника. Выходит, традиционные роли поменялись: женщины теперь добиваются мужчин, а не наоборот.
Если вас утомило современное положение дел, если вы соскучились по настоящему, исконно-русскому сильному полу, то вам понравится спектакль «Земляки», поставленный режиссером Михаилом Левшиным по рассказам Василия Макаровича Шукшина. Поколению, которое уже пропиталось другими настроениями, тоже будет интересно.
У Шукшина есть отдельный рассказ «Земляки». Но в этой постановке вы его не увидите, потому что она состоит из 5 других произведений автора, которые режиссер талантливо связал общей локацией — сельским клубом русской глубинки 60-х годов ХХ века. Друг за другом на сцене воплощаются шукшинские истории «Раскас», «Мой зять украл машину дров», «Други игрищ и забав», «Сапожки» и «Верую». Если вы не знаете такой детали, то вам может показаться, что актёры разыгрывают обычный деревенский концерт, состоящий из песен и разных номеров уровня художественной самодеятельности. Эта рецензия постарается погрузить вас в атмосферу спектакля с помощью аудио (иногда в формате видео), приложенных к тексту. Все песни, которые вы сможете здесь прослушать, режиссер использовал в своей постановке.
Практически в самом начале спектакля вас встречает «молчаливый и неласковый» шофёр I класса Иван Петин (актёр — Виталий Кравченко) из произведения «Раскас».
От него ушла жена. Иван боготворил её, а она боготворила репетиции в местном Доме культуре. Женщина поступила ярко, по-театральному – сбежала из деревни вместе с офицером. Не зря же ведь ей говорили, что она похоже на артистку. И вот понимаете, под песню Муслима Магамаева обычный, простой мужик рассуждает о верности, о том, что семейное счастье «разрушить-то легко, а налаживать потому трудно».
Сам он не опустился до такой подлости, как измена. А хотя мог бы, ведь работа шофера состоит из рейсов, где иногда бывает «кого прижать». Но Иван восклицает: «А вдруг она чья-то жена?! Кем же я буду перед мужиком, которому рога наставил?!».
А Веня Зяблицкий (играет Евгений Талашманов), который неизвестно что мог сотворить от злости со своей женой Соней (роль исполняет Елизавета Чернова) в рассказе «Мой зять украл машину дров»? Да его чуть теща с одобрения дочери в тюрьму не посадила. Но ведь в конце он все равно страдает, понимая, что навсегда потерял любимую Соню.
Нечего и говорить о Сергее Духанине (его образ воплотил Анатолий Ильченко), который покупает своей жене сапоги, стоимостью вполовину мотороллера.
Его жена — обыкновенная деревенская женщина, погруженная в ежедневные заботы. К тому же, деревню с типичными разбитыми дорогами нельзя назвать подходящим местом для носки дорогих модных сапог.
И в конце Сергей не подумал, что он купил жене сапожки, а «она ласковая сделалась». Сапожки-то малы оказались. «Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том что… Ничего. Хорошо».
Очень верно подытожила эту сцену ведущая сельского концерта Нина Ануфриева (актриса Ольга Яковлева) словами: «Как говорится "мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь"».
В 4 из 5 рассказах, из которых состоит спектакль «Земляки», можно найти мужской образ, который олицетворяет традиционные семейные ценности, на которых испокон веков основывалось наше общество. Даже сам режиссер в театральной газете отметил, что
«Шукшин — автор, который сохранил для нас русский характер, тот самый характер, который сейчас уходит в небытие».
Конечно, это одна из немногих идей, которую можно найти в постановке заслуженного деятеля искусств России. Например, в спектакле есть очень интересная деталь: сельский концерт проходит в Доме культуре, который разместился в здании церкви. И сам спектакль заканчивается мощным кульминационным аккордом — фразой «Верую!», сопровождённой появлением на стенах икон. Действительно, в церкви надо именно верить, а в Доме культуры Советской страны верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию, в космос и невесомость, ибо это объективно» (фраза попа в исполнении актёра Юрия Агейкина). И это не случайно, ведь действие сельского концерта происходит в 1961 году (когда Веня запер тещу, он нацарапал на двери «Запломбирована 29 июля 1961г, не кантовать») . А это тот самый год, в котором был совершен первый полёт человека в космос. Такой жизнеутверждающий финал характерен для личности Василия Макаровича Шукшина, что Михаил Левшин явно прочувствовал.
В игре актёров есть сильный эмоциональный накал, благодаря которому чувствуется искренность и пронзительность персонажей. Это герои, которые всегда борются за справедливость и человеческое достоинство.
У некоторых зрителей, знакомых с этими рассказами Шукшина, может сложиться несколько странное впечатления: произведения автора, не смотря на свой юмор, в большей степени трагические. В спектакле же настолько много юмористических вставок, которые ощутимо меняют эмоциональный тон постановки. Но я не считаю подобный ход режиссера минусом, потому что это ведь театр «Комедиантов». Такое послевкусие полностью соответствует миссии театра, формулируемой следующим образом: «Зачем к нам приходит зритель? За чувствами, знаниями, шутками и смехом, искусством, атмосферой, а главное — за настроением!».
P.S. – а еще можно назвать следующую причину, по которой спектакль «Земляки» отлично подходит к заголовку данной рецензии: художник-постановщик Мария Смирнова-Несвицкая прекрасно стилизовала постановку под 60-е годы. Этот момент очень верно описала театральный обозреватель Екатерина Омецинская в газете «Невское время»: «Художник Мария Смирнова-Несвицкая детально воссоздаёт быт «застойных» годов: в ход идут и авоськи, и электрические самовары, и ярко-синие тени для век, и гэдээровские халатики на поролоне, и полосатые брюки-клёш, и характерные летние платьишки-мини, и даже чудом дошедшая до наших дней мужская рубашка — вся в «лошадином» принте. В целом погружение в эпоху удаётся на славу». В постановку даже включен показ мод, во время которого произносится следующая фраза: «Когда видишь такие костюмы, вспоминаются слова Чехова "в человеке должно быть прекрасно все". Мы все следует заветам великого русского писателя».
Автор: Людмила Вельниковская