Найти тему
Fashion for чайник's

Спектакль из ТОП «Лучшие постановки для посещения в день 8 марта»

Возможно, сейчас будет изложен необычный взгляд на постановку «Земляки» в театре «Комедианты».

Мизансцена из рассказа «Мой зять украл машину дров»
Мизансцена из рассказа «Мой зять украл машину дров»

На российских просторах всемирной паутины наметилась странная тенденция в отношениях между мужчиной и женщиной: сильный пол часто рассказывает на своих страницах о преимуществах свободных отношений, а нежная половина человечества посещает разные тренинги, консультируется у коучей — «гуру отношений», пытаясь выяснить, как же привлечь или не потерять со временем внимание своего избранника. Выходит, традиционные роли поменялись: женщины теперь добиваются мужчин, а не наоборот.

Если вас утомило современное положение дел, если вы соскучились по настоящему, исконно-русскому сильному полу, то вам понравится спектакль «Земляки», поставленный режиссером Михаилом Левшиным по рассказам Василия Макаровича Шукшина. Поколению, которое уже пропиталось другими настроениями, тоже будет интересно.

Режиссер Михаил Левшин
Режиссер Михаил Левшин

У Шукшина есть отдельный рассказ «Земляки». Но в этой постановке вы его не увидите, потому что она состоит из 5 других произведений автора, которые режиссер талантливо связал общей локацией — сельским клубом русской глубинки 60-х годов ХХ века. Друг за другом на сцене воплощаются шукшинские истории «Раскас», «Мой зять украл машину дров», «Други игрищ и забав», «Сапожки» и «Верую». Если вы не знаете такой детали, то вам может показаться, что актёры разыгрывают обычный деревенский концерт, состоящий из песен и разных номеров уровня художественной самодеятельности. Эта рецензия постарается погрузить вас в атмосферу спектакля с помощью аудио (иногда в формате видео), приложенных к тексту. Все песни, которые вы сможете здесь прослушать, режиссер использовал в своей постановке.

Практически в самом начале спектакля вас встречает «молчаливый и неласковый» шофёр I класса Иван Петин (актёр — Виталий Кравченко) из произведения «Раскас».

Иван Петин (актер Виталий Кравченко)
Иван Петин (актер Виталий Кравченко)

От него ушла жена. Иван боготворил её, а она боготворила репетиции в местном Доме культуре. Женщина поступила ярко, по-театральному – сбежала из деревни вместе с офицером. Не зря же ведь ей говорили, что она похоже на артистку. И вот понимаете, под песню Муслима Магамаева обычный, простой мужик рассуждает о верности, о том, что семейное счастье «разрушить-то легко, а налаживать потому трудно».

Сам он не опустился до такой подлости, как измена. А хотя мог бы, ведь работа шофера состоит из рейсов, где иногда бывает «кого прижать». Но Иван восклицает: «А вдруг она чья-то жена?! Кем же я буду перед мужиком, которому рога наставил?!».

А Веня Зяблицкий (играет Евгений Талашманов), который неизвестно что мог сотворить от злости со своей женой Соней (роль исполняет Елизавета Чернова) в рассказе «Мой зять украл машину дров»? Да его чуть теща с одобрения дочери в тюрьму не посадила. Но ведь в конце он все равно страдает, понимая, что навсегда потерял любимую Соню.

Нечего и говорить о Сергее Духанине (его образ воплотил Анатолий Ильченко), который покупает своей жене сапоги, стоимостью вполовину мотороллера.

Сергей Духанин (актер Анатолий Ильченко)
Сергей Духанин (актер Анатолий Ильченко)

Его жена — обыкновенная деревенская женщина, погруженная в ежедневные заботы. К тому же, деревню с типичными разбитыми дорогами нельзя назвать подходящим местом для носки дорогих модных сапог.

И в конце Сергей не подумал, что он купил жене сапожки, а «она ласковая сделалась». Сапожки-то малы оказались. «Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том что… Ничего. Хорошо».

Очень верно подытожила эту сцену ведущая сельского концерта Нина Ануфриева (актриса Ольга Яковлева) словами: «Как говорится "мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь"».

-5

В 4 из 5 рассказах, из которых состоит спектакль «Земляки», можно найти мужской образ, который олицетворяет традиционные семейные ценности, на которых испокон веков основывалось наше общество. Даже сам режиссер в театральной газете отметил, что

«Шукшин — автор, который сохранил для нас русский характер, тот самый характер, который сейчас уходит в небытие».

Конечно, это одна из немногих идей, которую можно найти в постановке заслуженного деятеля искусств России. Например, в спектакле есть очень интересная деталь: сельский концерт проходит в Доме культуре, который разместился в здании церкви. И сам спектакль заканчивается мощным кульминационным аккордом — фразой «Верую!», сопровождённой появлением на стенах икон. Действительно, в церкви надо именно верить, а в Доме культуры Советской страны верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию, в космос и невесомость, ибо это объективно» (фраза попа в исполнении актёра Юрия Агейкина). И это не случайно, ведь действие сельского концерта происходит в 1961 году (когда Веня запер тещу, он нацарапал на двери «Запломбирована 29 июля 1961г, не кантовать») . А это тот самый год, в котором был совершен первый полёт человека в космос. Такой жизнеутверждающий финал характерен для личности Василия Макаровича Шукшина, что Михаил Левшин явно прочувствовал.

Василий Макарович Шукшин
Василий Макарович Шукшин

В игре актёров есть сильный эмоциональный накал, благодаря которому чувствуется искренность и пронзительность персонажей. Это герои, которые всегда борются за справедливость и человеческое достоинство.

У некоторых зрителей, знакомых с этими рассказами Шукшина, может сложиться несколько странное впечатления: произведения автора, не смотря на свой юмор, в большей степени трагические. В спектакле же настолько много юмористических вставок, которые ощутимо меняют эмоциональный тон постановки. Но я не считаю подобный ход режиссера минусом, потому что это ведь театр «Комедиантов». Такое послевкусие полностью соответствует миссии театра, формулируемой следующим образом: «Зачем к нам приходит зритель? За чувствами, знаниями, шутками и смехом, искусством, атмосферой, а главное — за настроением!».

P.S. – а еще можно назвать следующую причину, по которой спектакль «Земляки» отлично подходит к заголовку данной рецензии: художник-постановщик Мария Смирнова-Несвицкая прекрасно стилизовала постановку под 60-е годы. Этот момент очень верно описала театральный обозреватель Екатерина Омецинская в газете «Невское время»: «Художник Мария Смирнова-Несвицкая детально воссоздаёт быт «застойных» годов: в ход идут и авоськи, и электрические самовары, и ярко-синие тени для век, и гэдээровские халатики на поролоне, и полосатые брюки-клёш, и характерные летние платьишки-мини, и даже чудом дошедшая до наших дней мужская рубашка — вся в «лошадином» принте. В целом погружение в эпоху удаётся на славу». В постановку даже включен показ мод, во время которого произносится следующая фраза: «Когда видишь такие костюмы, вспоминаются слова Чехова "в человеке должно быть прекрасно все". Мы все следует заветам великого русского писателя».

Автор: Людмила Вельниковская