Восстановлена полная картина катастрофы Sukhoi Superjet 100 "Аэрофлот" 5 мая в аэропорту Шереметьево. Об этом сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, близкий к расследованию.
По его словам, примерно через 15 минут после вылета в носовую часть самолета попала молния, после чего электроснабжение лайнера было переведено на аккумуляторные батареи (Emergency Electrical Configuration, EEC), а управление им — в режим прямого (Direct Mode).
В результате на борту самолёта возникла нештатная ситуация, при этом источник указывает, что порядок действий пилотов в упомянутых выше режимах описан в руководстве по эксплуатации самолета. Кроме того, режим EEC не требует подавать сигнал бедствия, поэтому SSJ-100 на посадочной полосе не встретили пожарные, так как он выдвигаются при сигнале бедствия.
Как отмечается, режим Direct Mode и вовсе считается «практически штатным»: в подобной ситуации пилоты могут произвести посадку даже с учётом превышенной посадочной массы самолёта.
«Коммерсантъ» пишет, что по данным бортового самописца, пилоты смогли правильно зайти на посадку лишь со второй попытки, однако расчётную точку приземления в начале полосы они перелетели. В результате экипаж стал «прижимать» лайнер к полосе, в то время как самолёт ещё не коснулся её колесами. Также самописец показал, что перед самым приземлением пилоты резко увеличили тягу и одновременно опустили нос судна.
По мнению опрошенных изданием экспертов, именно этот неоправданный маневр и стал причиной катастрофы. Из-за него передняя стойка шасси после удара подбросила самолёт вверх, вызвав серию более сильных отскоков — так называемого «козла». После второго удара, по мнению экспертов, задние стойки шасси продавили топливные баки, что и вызвало утечку керосина и дальнейший пожар.
Другой фатальной ошибкой пилотов были названы их безуспешные попытки посадить SSJ-100 уже после возникновения «козла». При этом в документах по лайнеру лётчикам предписано прекращать посадку и начинать экстренный взлёт уже после первого отскока.
«Коммерсантъ» отмечает, что пилота, который совершил опасные действия перед посадкой, в дальнейшем определят эксперты и следствие.
Напомним, самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», вылетевший 5 мая 2019 года из Москвы в Мурманск, вернулся в аэропорт «Шереметьево» из-за технических неполадок. Лайнер совершил жёсткую посадку примерно через полчаса после взлёта, после чего у него подломились стойки шасси и загорелись двигатели. Хвостовая часть самолета быстро оказалась охваченной пламенем. В пожаре погиб 41 человек, выжить удалось 33 пассажирам и четырём членам экипажа.