Найти в Дзене
Поребрик.медиа

Театр одного Беглова. Врио отчитал перед депутатами

Временный губернатор Петербурга Александр Беглов в среду впервые выступил с отчётом перед Заксобранием. В основном он обещал, немного обвинял, чуть-чуть воспитывал.

В час дня в дубовом зале (это кафе) Мариинского дворца уже пусто, полупусты и прилавки. Выступление врио губернатора отгремело, большинство гостей разошлись, перед этим угостились. «В соседнем зале, что с восьми работает, еще утром все расхватали», — говорит продавщица Наташа. «Я пришла на работу — а они все уже в ужасе».

Наверное, в ужасе были не только «они». Воздух вообще был заряжен – здесь царила атмосфера театра, а может, и карнавала. Такой дух, впрочем, почти всегда накрывает Мариинский дворец в дни губернаторских отчётов. Тут и, нет, не буйство (это было бы оскорблением чувств), разнообразие костюмов – деловых, религиозных. Объятия старых товарищей и встречи в ротонде дворца, а у стеночки — одиночки, переминающиеся с ноги на ногу. Почетные граждане, отставные и действующие чиновники, уполномоченные, духовенство. Персонал Мариинского с разной степенью дружелюбности, но с одинаковым, неизбывным рвением отсекающий гостей от назойливой прессы, отодвигающий её от проходов. В общем, занятый важным государственным делом.

«Уважаемые гости и коллеги, просим вас отключить мобильные телефоны. Спасибо!», — несколько раз объявили по громкой связи. Конечно, это усиливало ощущение театральности. Вскоре после второго такого объявления появились главные персонажи  — Александр Беглов и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Вышли синхронно, грациозно прошлись по центральному проходу и лишь у самой трибуны разошлись – мизансцена получилась слаженной, и без всяких репетиций.

А они, судя по всему, не помешали бы Беглову. Зачитывая доклад, он многократно оговаривался, поправлялся, откашливался. В речи то и дело проскальзывали «Фрунзенский радио», «производительность жизни», «процент процента» и даже ужас петербуржца – «ездиют». Всё это (кроме, конечно, последнего) можно (и нужно) с лёгким сердцем простить, потому что главное ведь не слова, а смыслы. А смысл во всем докладе был, и заключался он в том, что город временному градоначальнику достался плохонький.

Александр Беглов пожаловался на груз финансовых проблем, которые достались от предшественника. Долговая нагрузка в 30 млрд рублей – и это без процентов, хронический дефицит бюджета и недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства. Результаты закономерны – отставание города по ряду позиций и тяжелая ситуация со снегом. В ней, правда виноваты не только люди: шел девятый год после последнего зимнего сезона Валентины Матвиенко, но Аномальная зима делала своё мерзкое дело: портила жизнь горожанам и облегчала отчёты чиновникам. «Природные аномалии наложились на хроническое недофинансирование отрасли», — так объяснил врио губернатора снежно-ледяные неудобства трехмесячной давности.

Но на дворе – май, месяц до официального старта предвыборной кампании. Как всякий хороший кандидат, Беглов много обещал. Тут было и про парки, и про культурное наследие, про освещение улиц и строительство дорог. На всё это нужны деньги, а потому бюджет надо нарастить до 1 трлн рублей. Всё это тезисы, уже не раз звучавшие в ходе необъявленной предвыборной кампании, и рука спичрайтера, похоже, не сильно заботилась об их переаранжировке. Главное – метро построим, детсады и школы тоже, выполним социальные обязательства и поднимем экономику. Отдадим должное — Беглов признал, что реальные доходы петербуржцев уже третий год подряд падают (на самом деле пятый, но не будем придираться – мы всё, кроме «ездиют», прощаем). Нужно наращивать валовый региональный продукт, надо – дружить с инвесторами. Опять риторика времен Валентины Матвиенко.

А от Георгия Полтавченко в докладе осталось немного. Главное — слово «умный», таким должен быть город, а ещё — комфортным, социальным и открытым. (Любопытно, что оппонент Беглова Резник в среду тоже прибег к слову «умный» – на заседание он пришел с бейджем «Умное голосование» Алексея Навального.) «Отвечая на вопрос фракции…», — говаривал в ходе своих отчетов Полтавченко, и, действительно, отвечал на заранее заданные в письменной форме вопросы депутатов. Этим протокольщики объясняли то, что «вживую» депутаты всегда могли задать лишь один вопрос от фракции. Зря писали депутаты, Беглов письменные вопросы депутатов не упоминал и на них не отвечал (к слову, одна только фракция «Яблоко» направила пять письменных вопросов).

С микрофона же первым вопрос Беглову задал Денис Четырбок, «Единая Россия». Он спросил про то, будут ли власти строить доступные спортивные объекты в отдаленных районах. Временный градоначальник в ответе был прост: «У меня был этот вопрос в докладе, и я отвечу вам выпиской из доклада», — сказал Беглов. Не соврал, действительно, просто перечислил, сколько будет построено всего спортивных объектов в городе в этом году, а заодно похвалил Алексея Миллера за программу «Газпром – детям».

Коммунистка Ольга Ходунова радела за городскую промышленность. Её удивило, что в докладе Беглова и слова-то такого не было, зато было про преобразование завода «Арсенал» в креативное пространство. Как экономику-то поднимать без заводов, недоумевала Ходунова. Дальше она стала говорить о детях войны, о льготах для тех, кто одновременно ребенок войны и инвалид. Потому что если ты ребенок войны и еще инвалид, то льготы тебе дадут только за последнего.

«Что касается промышленности, то если бы я включил этот раздел доклада, то я стоял бы тут перед вами еще полтора часа», — сказал Беглов, и стало ясно то, о чем раньше только шептались: стоять перед парламентариям ему не слишком по душе. Ответ же на вопрос о детях войны был исполнен в той же манере, как и реплика на предшествующий: врио губернатора подтвердил приверженность ранее озвученным мерам поддержки ветеранов и других льготников.

Олега Капитанова из ЛДПР волновал вывод за рубеж российского капитала. Как бы сделать так, чтобы инвестиции были российскими, и деньги за границу не утекали. «Понимаю, что это не совсем к вам вопрос», — сказал он, и разумно спросил о другом. По данным «жириновца», субсидия для многодетных семей на приобретение жилья мала – всего 1,3 млн рублей, купить на это можно только 10 метров. Врио губернатора в цифрах усомнился. «Я сейчас прикидываю…» На 15 секунд даже повисла пауза – Беглов занялся перерасчетами. По его данным вышло, что и субсидия весомей (3,8 млн рублей), и метров купить можно больше. Постичь хитросплетения этой арифметики пул парламентских журналистов не смог, но Росстату это наверняка под силу.

Лидер фракции «Партия роста» Оксана Дмитриева начала задавать вопрос с похвалы. Бездарность бывших финансистов Смольного – её излюбленная тема, а Беглов с самого прихода в желтый дом призвал жить по средствам и ликвидировал дефицит. Бюджетный дефицит в этот день (а может, и в другие) волновал Дмитриеву больше, чем разгон Первомая или травля её (бывшего?) соратника Максима Резника.

Но вопрос был не про дефицит – так уж повелось в среду у депутатов, они говорили не о том, что спрашивали, а отвечали им не о том, что они говорили. Дмитриева поинтересовалась судьбой метро и «Метростроя», перспективами метростроительной отрасли в городе вообще. И тут врио губернатора вновь пообещал, что три станции «Фрунзенского радиуса» метро сдадут в срок. Вернее, пообещали-то контролирующие ОАО «Метрострой» отец и сын Александровы, они «дали честное слово», а Беглов им верит. «Что касается дальнейшей работы с «Метростроем», это зависит от самого «Метростроя». Будут хорошо работать — добро пожаловать, плохо — будут приниматься другие решения», — сказал врио.

Алексей Ковалев из «Справедливой России» вернулся к теме парка на Смоленке. Инвестор проекта получил статус стратегического (давно), а в Смольном заявили (недавно), что хотя участок под строительство и внесли в перечень зеленых насаждений, соглашение с застройщиком расторгать не будут. Ковалев спросил у Беглова, будет ли дано поручение провести проверку обоснованности и посетовал, что в судах представители городской администрации выступают противниками горожан, борющихся за парк на Смоленке.

«Прежде всего я поставил свою подпись под законом о зонах зеленых насаждений. Я поддержал депутатов в этом вопросе. Какие еще могут быть вопросы?», — парировал Беглов. Он сообщил, что город ведет переговоры с инвестором, однако у последнего есть право обжаловать в суде расторжение договора. И вообще, негоже городу сначала подписывать соглашения с инвесторами, а потом их расторгать: грубые действия могут испортить инвестиционный климат.

Последним право на вопрос перешло к «яблочнику» Борису Вишневскому. Что именно он хотел спросить, было известно заранее. Это был вопрос про Первомай и действия полиции. Это был неприятный вопрос. Беглов слушал, почесывая ухо, краткий пересказ того, что вот уже две недели волнует демократическую общественность: что полиция разогнала согласованное шествие, что нарушено право на свободу собраний и так далее. Вишневский говорил несколько минут, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров попытался было его прервать, но как-то вяло.

Терпеливо выслушав вопрос, Беглов ответил – без бумажки. Он сказал, что власти – за свободу собраний. Он сказал, что они предложили закон, чтобы было больше гайд-парков. Они внесли в список гайд-парков площадь у Финляндского вокзала. Они разрешили шествовать по Невскому проспекту оппозиции в отдельной колонне (будто бы был вариант шествия с «Единой Россией»). Сказал, что власти перекрыли движение в центре города и это, на минуточку, в ущерб горожанам (к которым митингующих, похоже, в Смольном не относят). Но!

И тут голос Беглова обрел глубину и силу. Эмоция, живая, не канцелярская, а выстраданная, окрашивала каждое слово. «Но почему-то все молчат о лозунгах. Я не понимаю, какие лозунги могут быть, если они оскорбляют другого человека?»,  говорили Беглов. «Кто дал право кого-либо кому-либо оскорблять? Это не по-нашему, не по-ленинградски, не по-петербургски», — сказал Беглов. Занятно, что ровно эти же слова, о том что по-петербургски, а что нет, временный градоначальник произнес 23 января этого года. Произнёс за три минуты до того, как приписал депутату Резнику идею сдать Ленинград фашистам.

«Нам надо всем учиться вежливости, взаимопониманию и демократии», — резюмировал он. Может быть, зал хотел учиться, а может, — перерыва. Зал разразился аплодисментами. Спикер Вячеслав Макаров поблагодарил врио губернатора от имени всех депутатов. «От имени всех депутатов, я уверен, от имени всех», — это он произнес с особым нажимом, — «спасибо за вашу службу. За вашу работу. Мы всегда будем за это благодарны», — сказал Макаров.

«Не все!» — выкрикнул места депутат Резник.