Найти тему
Кухонные посиделки

Принцип профессора Преображенского

картинка найдена на просторах интернета
картинка найдена на просторах интернета

«- Профессор, купите журналы!

- не хочу.

- Полтинника жалко?

- Не жалко. Не хочу.»

Недавно в очередной раз на женском форуме вспыхнул холивар: одна участница с пеной у рта доказывала, насколько выгоднее не готовить дома, а питаться в кафе и ресторанах. Противницы доказывали обратное, обе стороны оперировали как личной, так и общественной статистикой самого разнообразного свойства. Финал предсказуем – обиды на весь белый и вопль души: «А я не хочу быть бабой, прикованной к куче грязной посуды! Надо вам – сами дома готовьте!»

Вообще, заметила, что в агрессивную дискуссию о "пользе и выгоде" слетают три темы: выращивание овощей-фруктов на даче (иногда и сам факт поездок на дачу); домашняя кулинария; шитье и изготовление других обиходных вещей. Реже сюда подверстывается уборка (самой или нанять) и возня с детьми (мама или няня). Но последние варианты еще мало кому доступны по деньгам, это чаще вынужденный выбор. Выход дискуссий всегда нулевой - все переругались насмерть, а о чем - непонятно.

А ведь вся дискуссия - вранье от начала до конца. Не надо было сюда за уши притягивать пользу, выгоду, целесообразность. Все это чисто эмоционально-психологическая сфера, и каждая сторона слышит в споре не про выгоду, а про свои эмоции, которые кто-то по сути объявляет "неправильными". Это ранит, и ранит намного сильнее, чем обвинение в бесхозяйственности.

Выбор образа жизни – это вопрос личного кайфа. Тут бесполезно искать выгоду. Это эмоциональное качество жизни, ради которого, собственно, и живем. И смотритель уединенного маяка, и завсегдатай ночных клубов могут быть одинаково счастливы, если их образ жизни соответствует психотипу. Поменяй их местами – оба повесятся.

Однако открыто говорить о своих желаниях, эмоциях, душевных потребностях нас не научили. Те, кто выросли в СССР, вообще воспитывались в доктрине «личность ничто – общественное благо всё». Эгоизм был самым порицаемым пороком, и под это определение подгонялись любые личные хотения. Поэтому многие научились хитро маскировать свои желания под общественно-полезные. «Это же я не для себя, а для вас делаю! А вы, неблагодарные, еще и не цените!» - знакомый пассаж? Любое деяние надо обосновать как полезное, выгодное, целесообразное для семьи, страны, мира. Отсюда попытки посчитать в глобальном масштабе, сколько воды льется на огуречную грядку в огороде и в промышленной теплице, и как это скажется на расширении Сахары.

Да, за скобки обычно выносятся хобби, особенно мужские. Желательно, конечно, чтобы хобби способствовали прославлению страны (модный в 70-е альпинизм, например). Или были бы откровенно чудаковато-бессмысленными, вроде вырезания фигурок из грифеля карандаша. Но в принципе мужчинам не возбраняется ходить на рыбалку, а женщинам – раскрашивать картинки по номерам. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в остальном дисциплинированно выполняло установленные нормы. Но попытки внести эмоциональный элемент в устройство быта и личной жизни до сих пор воспринимаются как вызов устоям, разрушение скреп.

Со стороны старшего поколения нередко имеет место и откровенная дедовщина – нас гнобили, а вы тут кайфовать намерены? Не выйдет, голубчики!

Это же привычное вранье, зачастую уже без объяснения первопричины, транслирует воспитание детям. Классическая выученная беспомощность – блокирующий фактор уже исчез, а выдрессированный навык закреплен и передается поколениям.

Но кроме нас самих никто не может принять решение отказаться от многоярусного вранья. Когда на вопрос о полтиннике мы, подобно проф. Преображенскому, ответим хочу или не хочу, это будет огромным шагом к облегчению своей собственной жизни