Суть конфликта: в Екатеринбурге планируют построить главный городской собор имени Св. Екатерины. После нескольких проектов, вызвавших протесты горожан из-за места постройки, новым местом был избран сквер на набережной в центре города возле Театра Драмы. Власти, Церковь и часть жителей - за храм, активные горожане - против.
Представим конфликт в виде спора двух действующих лиц:
Горожанин: 42 года, женат, трое детей, родился и вырос в Екатеринбурге.
Политические взгляды: социалист
Прихожанин: 42 года, женат, трое детей, родился и вырос в Екатеринбурге.
Церковный статус: православный, воцерковленный
Доводы против храма:
- в городе мало зеленых насаждений, в центре почти нет, зеленый сквер у Драмы - одно из немногих мест отдыха горожан.
- в центре города и так много храмов в шаговой доступности друг от друга, если строить - то в другом месте.
- лучше бы на эти деньги построили новые дороги, больницы, и т.д.
- на стройке опять всё распилят и разворуют.
Доводы за храм:
- Восстановление исторической справедливости. Город назван в честь святой Екатерины, храм был заложен одновременно с городом, а большевики его снесли. Храм должен быть в историческом центре, а не в другом месте, так как с него и начинался Екатеринбург.
- Храм строится не на государственные и не на деньги Церкви. Это частный капитал владельцев УГМК и Медной компании. Они имеют право распоряжаться своим капиталом по своему усмотрению. Власти лишь дают разрешение на строительство, а Церковь благословляет.
- На месте сквера построят не только храм, но и целую зону отдыха, с еще большим количеством зеленых насаждений, чем было, полностью благоустроят эту часть набережной.
- Город получает красивейший архитектурный объект, который будет его визитной карточкой, и местом притяжения не только горожан, но и гостей города.
На первый взгляд, доводы за храм выглядят убедительнее, не правда ли?
Чем же так недовольны горожане? Власть утверждает, что протесты организованы по принципу майдана, и это внешнее вмешательство. Но так ли это?
Горожанин: я общаюсь со многими жителями города, и большинство, конечно, категорически против. Активные защитники - это всего лишь маленькая верхушка айсберга, скрытого недовольства и внутренних разговоров гораздо больше. Я не слышал почти ни одного голоса за храм в разных кругах, где общаюсь - на работе, в кругу друзей, в соцсетях, в школьных Whatsapp группах. Общее настроение - нашего мнения никто не спросил, всё решают без нас, нас никто не хочет слушать.
Прихожанин: я, как верующий, не могу быть против храма, хотя я родился в этом городе, я его часть, и люблю его жителей. Посмотрите, как много людей пришло на молебен в пользу строительства храма, а еще больше участвовало в Крестном ходе к месту строительства при ужасающих погодных условиях. В интернете есть ролики. Визуально кажется, что в акциях за храм народу принимало участие больше.
А теперь КОЛЛИЗИЯ. Что если горожанин и прихожанин - одно и то же лицо?
Признаюсь, обе роли играл один человек. Это я - и горожанин, и прихожанин, и всё, что пишу - это правда. А теперь вынужден написать то, что должен:
Мне очень нравится сама идея строительства храма, и доводы в его пользу, НО: МНЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ НРАВЯТСЯ ТЕ МЕТОДЫ, КОТОРЫМИ ОНА РЕАЛИЗУЕТСЯ.
Визуально поддержка строительства храма выглядит убедительно, да и наверняка есть люди, которые искренне поддерживают и участвуют в этом. Но вот, что знаем мы, прихожане храмов, и не знают горожане:
На первой неделе Великого Поста в воскресение в храмах должны были отмечать праздник торжества Православия. На вечерних и утренних службах во всех храмах Свердловской области к верующим одновременно обратились священники, настоятели приходов с призывом в воскресение собраться не в храме, а в сквере у Театра Драмы на молебен. Для многих (особенно неофитов) это прозвучало, как прямое указание, которое нельзя нарушить. Были организованы автобусы из всех близлежащих городов. То есть на молебне были не только и не столько прихожане храмов Екатеринбурга, сколько прихожане храмов области.
В молебне участвовали известные артисты из Москвы - Безруков, Пореченков, Чадов, Галустян и другие. Мы все взрослые люди, и вряд ли кто-то верит, что они прибыли в Екатеринбург одновременно по зову сердца, а не по подсказке сверху.
Людям выдавали плакаты и шарики, как на демонстрациях и митингах.
Та же история повторилась на Пасхальный крестный ход - всю Страстную неделю призывы священников к людям, опять автобусы из области, огромные вложения в эту акцию, включая гигантский Пасхальный кулич.
Я отвечаю за свои слова, так как был почти на всех службах Великого Поста, лично знаком со многими священниками, которые служили в моем храме, а потом стали настоятелями приходов в других городах области.
Ну и кульминация этих дней - начало строительства, забор, горожане, бойцы Медной компании, безучастная полиция...
Друзья, благое дело так не делается!
Понятно, что есть и элементы провокации, есть внешние и внутренние политические силы, стремящиеся использовать ситуацию в своих интересах.
НО: изначально вся поддержка строительства храма была срежиссирована сверху, власти светские и церковные действовали не отдельно, а в одной упряжке, и это очевидно для любого думающего человека.
На самом деле - это конфликт не за храм и не за сквер, как пытаются представить.
Это прямой сигнал власти - люди устали от того, что ими пренебрегают, пытаются всё решить за них без их участия, а Церковь используют, как инструмент манипуляции массовым сознанием.
Никто уже не верит в Церковь, как в самостоятельный институт, даже внутри самой Церкви. Для нас, искренне верующих, это самый больной момент. Церковь должна нести людям свет истинной веры, приводить к Богу. А мы видим, что действия церковной иерархии ведут к прямо противоположным результатам - общество всё более дистанцируется от структуры под названием РПЦ, и воспринимает его в одном ряду с Правительством, Думой, судами, Росгвардией, Следственным комитетом и прочими государственными институтами. И я не могу сказать, что они неправы.
Вера во Христа пережила тысячелетия, периоды расцвета и гонений, святость и алчность Патриархов. Я даже рад, что внутри общества нарастает недовольство Церковью. Быть православным становится немодно. Значит, останутся только истинно верующие, а не те, кто носит веру, как парадный костюм.
Что говорит наша вера - "Бог - есть любовь". "По плодам их узнаете их". Мы видим плоды - конфликты, противостояние, натравливание одних на других. Значит, это не от Бога.
Как бы я решал эту проблему? Надо слышать свой народ. Ему сейчас плохо и тяжело, его обложили со всех сторон. Нельзя в такой ситуации создавать дополнительные поводы для раздражения. Сначала нужно решить социальные проблемы. Когда люди увидят, что о них по настоящему заботятся, не на словах, а на деле, то и решить любой вопрос не составит труда. Процент недовольных будет всегда, но вопрос в том, сколько их от общего числа.
А храмы... "Бог не в брёвнах, а в рёбрах" - недавно напомнил мне один мудрый человек. Почти точно.