В последние несколько лет налоговые органы обращают пристальное внимание на разделение бизнеса между взаимозависимыми лицами. Во многих странах данная стратегия ведения бизнеса является обыденной и призвана оптимизировать расходы и расширить производство.
Но российские налоговики считают, что бизнесмены пытаются использовать данную схему, называемую "дроблением бизнеса", с целью уклониться от уплаты налогов.
В данной статье объясню простыми словами, что такое "дробление бизнеса", с какими вариантами данной схемы я встречался на практике и каким образом можно обезопасить себя от неприятных последствий выездной налоговой проверки по данному поводу.
В самом широком смысле под дроблением понимают ведение бизнеса согласованной группой лиц с помощью нескольких организаций либо ИП.
Как это выглядит на практике
1 вариант. Есть основная или титульная организация, использующая товарный знак либо имеющая лицензию на определенный вид деятельности, производственное оборудование, основной штат работников, контракты с крупными контрагентами. Такая организация применяет общий режим налогообложения (является плательщиком НДС и налога на прибыль). Для введения и испытания новых производственных мощностей, торговлю через розничные точки, руководство компании регистрирует на себя и доверенных лиц новые организации либо ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения либо ЕНВД.
В данном случае налоговому органу сложно доказать направленность разделения бизнеса именно на уклонение от уплаты налогов, но вопросы все равно возникают.
2 вариант. Руководство компании разделяет бизнес на несколько небольших компаний. У таких организаций общие контрагенты, основные средства, работники нередко работают по совместительству, взаимозависимые компании переводят денежные средства на счета друг друга (например, в виде займов). Такая схема используется для распределения финансовых потоков, оперативное реагирование на финансовые трудности одной из компаний, ориентирование на разные регионы и категории клиентов.
3 вариант (и самый рискованный). Создается компания, применяющая упрощенную систему налогообложения: вид деятельности позволяет её использовать, платить НДС и налог на прибыль нецелесообразно. Но в какой-то момент доходы достигают предусмотренного для УСН лимита (в настоящее время 150 млн. рублей в год), и руководство открывает новую компанию с таким же видом деятельности, переводя на неё часть основных средств, позволяющих продолжать деятельность.
В любом случае, с появлением в 2017 году письма ФНС России, разъясняющего критерии, по которым налоговые органы должны выявлять схемы уклонения от уплаты налогов путем "дробления бизнеса", любые организации, даже формально подпадающие под эти признаки, оказываются в зоне риска.
Что грозит коммерсанту в случае выявления схемы "дробления бизнеса"?
Налоговый орган объединяет все компании в единое целое и переводит на общую систему налогообложения с вытекающим из этой процедуры начислением НДС и налога на прибыль. Здесь важный момент: налоговики должны учесть не только доходы, но и расходы всех объединенных компаний, а также уменьшить начисления на величину уже уплаченных налогов. При использовании УСН и ЕНВД налогоплательщики не ведут книги покупок и продаж, и это создает определенные проблемы.
На практике получается так, что инспекторы учитывают доходы организаций по-максимуму, а расходы рассчитывают по различным формулам (как мы понимаем, не в пользу налогоплательщика).
Вывод
Разделять бизнес, конечно, не запрещено законом. Но принимая решение в пользу данной схемы ведения деятельности, следует заранее продумать стратегию обоснования налоговикам экономической целесообразности своих действий, стараться не привлекать внимания частыми переводами денежных средств между счетами взаимосвязанных организаций, а также вести неофициальный учет понесенных расходов (для себя, на всякий случай), чтобы можно было их предъявить в рамках проверки.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии