Найти тему
Лига кино

Комедия - серьезный жанр

Существуют как минимум две большие темы, с которыми надо разобраться, когда хочешь написать комедию.

И, как ни парадоксально, главная из них — вовсе не про то, как сделать смешно.

Дело не только в том, что у всех разное чувство юмора. Основа комедии, как и любого другого жанра — крепкая история с настоящим конфликтом и убедительными персонажами.

Если посмотреть на хиты последних лет, будь то «Удивительная Миссис Мэйзел» или балансирующий на грани сериал «Звоните ДиКаприо», то можно заметить, что проблемы, с которыми сталкиваются герои, вовсе не иллюзорные. Этот жанр серьезен. Ничего не выйдет, если персонаж знает, что он смешной, до того, как аудитория сама решит, что это так. Его проблемы могут выглядеть абсурдно, но герой переживает их вполне искренне — и это подключает нас к истории.

Комедия позволяет нам, с некоторого расстояния, посмеяться над своими же бедами, травмами и неудачами, предлагает другой взгляд на события, которые в свое время могли казаться нам концом света. Личные драмы и переживания, может быть, лучший источник для этого жанра.

И это подводит нас к тому, что для того, чтобы написать хорошую комедию, надо стать действительно хорошим сценаристом: уметь находить, развивать и завершать конфликт, знать героев досконально и понимать, что хотите сказать.

И лишь затем стоит переходить к теории юмора и построению шуток.

Выехать только на гэгах и ситуационном юморе, если кино длится больше, чем две минуты, не получится. В таких случаях возникает неприятное ощущение пустоты, а кто-то, выйдя из темноты зрительного зала, погрузится прямиком в экзистенциальный кризис. Все из-за вопроса: «а зачем я это посмотрел»? Создатели комедии, как правило, не рассчитывают на такой эффект.
Комедия, как никакой другой жанр, нуждается в соавторстве и в неформальных питч-сессиях, и чем раньше вы начнете приставать к окружающим со своей идеей, тем лучше. Это позволит вам проверить историю на прочность и повысит, в конце концов, уверенность в себе.

Подача и стиль изложения также очень важны, и часто это создает половину комического эффекта — и это та часть создания сценария, в которой критически важно быть уверенным в себе. Страх совершить ошибку или выглядеть глупо могут загубить весь проект.

Тем не менее, знать хотя бы основы теории юмора необходимо. Краткая и, вместе с тем, практико-ориентированная информация об этом есть в книге Седиты Скотта «Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актеров», но кое-что стоит затронуть и здесь.

Самое базовое у хороших шуток — это момент удивления вместе с узнаванием.

Но для тех, кто верит в списки, вот список признаков хорошей шутки.

1. Вы над ней смеетесь.

2. Кто-то, кроме вас, над ней смеется (и это не ваша мама).

Ну а если серьезно, то на шутку как на «единицу юмора» распространяются те же требования, что и на весь сценарий.

Шутка должна быть:

1. Абсурдная (нелепая). Выпадение из привычного всегда привлекает внимание.

2. Узнаваемая. На основе этой черты аудитория выстраивает связь с шуткой. Это могут быть как события, о которых в данный момент говорят, так и всем известные бытовые явления. Также это причина, по которой корпоративные шутки работают так хорошо.

3. Короткая. И это не об объеме, а о том, чтобы использовать ровно столько средств, сколько необходимо для эффекта. Не слишком много, но и не слишком мало.

4. Конкретная. Работает на узнаваемость шутки. Шутки про определенную марку машины или известную личность смешнее, чем просто про машины или людей.

5. Неожиданная. Тут все понятно.

6. По существу. Хорошая шутка — это больше, чем просто шутка. Она позволяет нам узнать что-то о нас самих.

7. Уважающая аудиторию. Пренебрежение к аудитории может убить весь эффект.

8. Рассказывающая историю. Иногда стремление рассмешить, как самоцель, может приводить к тому, что эффект неожиданности исчезает. Однако хорошая история сама по себе содержит все необходимые элементы для комического эффекта, и если стремиться рассказать именно ее, то увлеченный зритель не заметит, как вы подводите к шутке.

На самом деле, ничто не поможет вам написать хорошую комедию — ничто, кроме практики. Просто пишите и, может быть, у вас получится.

Новости сценарной школы "Лига Кино"