Как сегодня выглядит социально-педагогический тракт Петра I
Петергофская дорога объединяла череду поместий, дворцов и парков вдоль Финского залива. По замыслу Петра I она должна была превзойти по красоте дорогу из Парижа в Версаль, производить впечатление на гостей, прибывающих по этому тракту из Европы — и одновременно приучать знать к европейскому образу жизни. Какие следы на Петергофской дороге оставила история за 300 лет — на фото Екатерины Васильевой.
Петергофский тракт был заложен в 1710 году и соединил Петербург с загородными императорскими резиденциями: Стрельной, Петергофом и Ораниенбаумом. По указу Петра I земли вдоль дороги размежевали и отдали под строительство усадеб и парков, а за богатыми фасадами остались деревни. В середине XIX века промышленные окраины Петербурга разрослись, и ритм усадеб и садов нарушили фабричные постройки: появились здания заводов, лавки и трактиры, жилье для рабочих. Во время Великой Отечественной войны в окрестностях дороги шли бои, большинство зданий были разрушены, немногие удалось восстановить. Сейчас на территории архитектурного ансамбля строятся супермаркеты, жилые комплексы и портовые терминалы.
Петергофская дорога начинается от Старо-Калинкина моста через реку Фонтанку — раньше это считалось границей города. На фото — промышленные здания в районе метро Нарвская дальше по Петергофскому тракту.
Южно-Приморский парк на берегу Финского залива. Его строили к 100-летию Ленина и планировали разделить территорию широкой аллеей, выходящей к Финскому заливу, но в 2010-х северную часть парка заняла типовая застройка.
Стадион Ленинградского электромеханического завода на Петергофском шоссе. На фото — служебная постройка с котельной, неподалеку — заброшенный стадион и открытый бассейн.
Территория Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне — действующего православного мужского монастыря. В 1960-е монастырские храмы пострадали больше всего: здесь была Ленинградская специальная средняя школа милиции МВД СССР.
Орловский парк в Стрельне. Масштабную систему фонтанов и каскадов должны были построить здесь, но уже после начала строительства замка и парковых сооружений Петр предпочел Петергоф: там оказалось проще организовать систему водоснабжения.
Бывшее поместье графа Алексея Орлова в Орловском парке в Стрельне.
В 1960-70-е в Петергофе началось активное строительство жилых кварталов, появился научно-учебный городок Ленинградского государственного университета (теперь — студгородок СПбГУ). Сейчас в городе живут около 83 тысяч человек.
Остановка на Петергофской дороге. Протяженность тракта — примерно 40 километров, поездка от метро Автово до Ораниенбаума на маршрутке без пробок занимает около 50 минут.
Во время блокады Ленинграда сохранившиеся деревянные усадьбы бывшей Петергофской дороги были разобраны на дрова.
Часть сохранившихся в Петергофе построек в послевоенное время заняли дома отдыха, детские сады, больницы и музеи.
Во время немецкой оккупации четыре скульптуры с Большого каскада Нижнего парка были утрачены, а сама конструкция каскада полностью разрушена. В 1956 году Большой каскад восстановлен, но реставрационные работы в Петергофе ведутся до сих пор.
В окрестностях дороги рассыпаны десятки дачных поселков. Вдалеке виднеется Храм преподобного Серафима Саровского в Петергофе.
Окрестные деревни недалеко от Низино носили имена членов императорской семьи: Владимирово, Костино, Марьино, Минино, Санино, Сашино. Сейчас здесь находится конноспортивный Клуб «Эфа» для владельцев частных лошадей, начинается строительство жилых комплексов.
История происхождения этой гранитной скульптуры в Сергиевке, дворцово-усадебном комплексе Петергофа, неизвестна. Есть версия, что голову из камня вырубил мастер Петергофской гранильной фабрики в благодарность Петру Великому, крестному его сына.
Мартышкино — исторический район города Ломоносова. Уступы древнего Литоринового моря образуют особый холмистый рельеф, поэтому многие дома здесь стоят на возвышении.
Мартышкинское кладбище на берегу Финского залива было устроено для немецких колонистов, приглашённых в начале XIX века в Петербург для обустройства показательных хозяйств. В 1932 году в результате сталинских репрессий местный лютеранский приход был закрыт, а немецкая часть кладбища выровнена бульдозерами.
Храм Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме середины XVIII века — одна из немногих частично уцелевших церквей. Большинство храмов, построенных в окрестностях дороги до революции, не сохранились.
Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!
Читайте также:
«Здесь очень важно – шахтёр ты или просто работаешь на шахте»
Белки, коллайдер и золотая долина
Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru