Найти тему
Лига кино

Три стороны конфликта протагониста и антагониста

«Сильная история основана на конфликте протагониста и антагониста». 

«Твои протагонист и антагонист – это самые важные персонажи в сценарии».

«Каждая сцена должна быть столкновением между ними».

Когда авторы подходят к проработке пары протагонист/антагонист в своем сценарии, они часто натыкаются на подобные клише, что в итоге создает довольно плоский, «черно-белый» конфликт, схематизм которого заметен и непрофессионалу. 

Лучший способ избежать этого – ввести в сценарий персонажа, который символизирует, насколько высоки ставки в борьбе между протагонистом и антагонистом, и тем самым создать трехсторонний конфликт. Впрочем, мы забегаем немного вперед…

Автор должен быть уверен, что что-то угрожает не только главным героям, но и этому персонажу, если у них не получится достичь своей цели. Это обстоятельство не обязательно должно быть отражено в логлайне – но оно должно присутствовать в каждой сцене сценария. Лучше всего думать о высоких ставках в сценарии как о некоем подобии «смерти». Умрет ли ваш персонаж, физически или духовно? 

В боевиках/приключенческих фильмах, триллерах и хоррорах, главный протагонист может умереть буквально, в то время как в комедиях, драмах это случается скорее символически: например, персонаж не нашел свою истинную любовь и теперь «умирает внутри». 

Возможная смерть придает тому, что желает герой, ощущение большей ценности. Подобная схема – цели и риска – должна быть у каждого персонажа, но мы сконцентрируемся на трех: протагонисте, антагонисте, и том, кто выражает, что «на кону» в этом сценарии. Вот несколько примеров такого трехстороннего конфликта в каждом из пяти больших жанров: 

Драма: Джерри Магуайер

Джерри (протагонист), хочет возродить свою карьеру независимого спортивного агента, чему противостоит он сам и Род Тидвелл (антагонист), который присоединяется к этому предприятию и заставляет его измениться. Отношения Джерри с Дороти (то, что «на кону») показывают истинную цель Джереми – а не его первоначальную ложную цель. 

Комедия: Девичник в Вегасе

Энни хочет привести свою жизнь в порядок, в то время как ей надо быть подружкой невесты на свадьбе своей лучшей подруги. Ей мешает она сама и Хелен, которая хочет занять ее место. На кону дружба Энни с Лилиан – невестой. 

Боевик/приключения: Искатели утраченного ковчега 

Инди хочет найти ковчег. Беллок и нацисты также его ищут. Мэрион, которая представляет собой конец мира, если Беллок и нацисты захватят ковчег, и которая также может спасти Инди от смерти. 

Триллер: Птичий короб

Мэлори (протагонист) пытается спасти своих детей (то, что «на кону» - не только как дети Мэлори, но и как выживание человечества) от некоей силы (протагонист), которая заставляет людей совершать самоубийство. 

Хоррор: Счастливого Дня смерти

Три хочет, чтобы ее день перестал повторяться, но этого не хочет убийца, охотящийся за Три. «На кону» Картер, который представляет жизнь за пределами Три, преследуемой убийцей и повторяющей каждый свой день снова и снова. 

Теперь самое время удостовериться, что три главных элемента – протагонист, антагонист и персонаж, который символизирует собой то, что стоит «на кону» - работают так, как надо в этом трехстороннем конфликте. Очень частая ошибка в сценариях, написанных по собственной инициативе, это то, что есть явный протагонист, который и не пытается достигнуть чего-либо в борьбе с сильным антагонистом. Но еще чаще этого выпадает тот самый персонаж – символ «ради чего».

Для того, чтобы укрепить структуру сценария, необходимо ответить на вопросы: 

С чем борется мой главный герой, чтобы достичь своей цели?

Кто или что мешает ему?

Что «на кону»? И кто именно воплощает это собой в сценарии? 

Если у вас нет готовых ответов на эти три вопроса – то скорей всего что-то не так на уровне самого концепта сценария, и необходимо подумать над ними – это может решить проблему. Когда сценаристов спрашивают, как бы они определили «высокие ставки» в сценарии, они обычно отвечают: нужно удостовериться, что персонажу есть что терять, если он не достигнет своей цели. Тем не менее, этой схемы часто недостаточно, если отсутствует третья сторона конфликта. Как только читателю станет ясно, что главный герой и его противник борются за что-то конкретное – и это «что-то» выражено в третьем персонаже – ключевой конфликт и сама история станут восприниматься намного лучше. 

Полная версия статьи (на английском): https://www.scriptreaderpro.com/protagonist-and-antagonist/

Новости сценарной школы "Лига Кино"